Последние события

Ответственный за работу с вооруженными силами и правоохранительными органами в Павлодарской епархии принял участие во встрече с военнослужащими
Архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава возглавил празднование Торжества Православия в главном храме Павлодарской епархии
День православной книги отметили в церковно-приходских школах Воскресенского храма города Аксу и Троицкого храма села Железинка
В субботу первой седмицы Великого поста за Божественной литургией верующие причастились Святых Христовых Тайн
Молебное пение великомученику Феодору Тирону в пятницу первой седмицы Великого поста
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…». Начало Великого поста и чтение покаянного канона святого Андрея Критского
В воскресной школе Благовещенского кафедрального собора состоялся праздник православной книги на тему «Преподобный Серафим Саровский в русской поэзии»

Из истории Железинской церкви

Первая церковь в посёлке Железинка была деревянная. В феврале 1765 года она сгорела. О времени постройки этой церкви и средствах, на которые был построен храм, никаких сведений в архиве не сохранилось, неизвестны и причины пожара храма.

Вместо сгоревшей церкви по распоряжению Митрополита Тобольского и Сибирского Павла был заложен второй деревянный храм. Церковь строилась три года. На её закладку была дана следующая грамота:

"Божиею Милостию Смиренный Павел православный митрополит Тобольский и Сибирский.

Духовного Правления Омскому заказчику пречестному Петру Фёдорову, сего 766 года: декабря 16 дня в поданном нам доношении майор Железинской крепости комендант Баженов объявил, что имевшаяся в оной Железинской крепости деревянная во имя Всемилостивого Спаса церковь 765 года в феврале месяце сгорела, вместо же которой на представление его, Баженова, присланный к нему от господина генералпоручика и кавалера Шпрингера предложение велено в той крепости вновь деревянную церковь построить на каменном фундаменте, которой об обложении и требовано рассмотрения, Того ради благословляем же Вам, пречестному протопресвитеру Петру Фёдорову во оной Железинской крепости вместо сгоревшей вновь деревянную на каменном фундаменте во имя Всемилостивого Спаса (выделено в грамоте В.Б.) церковь на том же или другом по усмотрению удобном и не водопоемном месте по чиноположению церковному соборно обложить, и по обложении велеть строить по подобию прочих грекороссийских святых церквей с поспешением, и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими по украшению потребностями удовольствована быть иметь, тогда об освящении оной просить особливым представлением. С сей же грамоты, списав копию, иметь у себя впредь для ведома. А подлинную отдать в церковное хранение, кому надлежит с распискою. Писана лета Господня 1766 года декабря 20 дня. У сея грамоты при подписании руки нашей Благословенная печать.

Писал своеручно, № 1782".

Грамота получена, как видно из отметки на ней, "января 7 дня 1767 года". Церковь строилась 3 года. На освящение храма была прислана грамота следующего содержания:

"Божиею Милостию Варлаам Епископ Тобольский и Сибирский.

Омского Духовного Правления заказчику Протоиерею Петру Фёдорову сего 1770 года июня 18 дня в присланном нам Железинской комендантской канцелярией доношении объявлено, что застроенная в прошлом 776 году по благословению преосвященного Павла Митрополита в Железинской крепости деревянная вместо сгоревшей вновь Всемилостивого Спаса церковь в совершенное строение окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностями довольствована и к освящению имеется в готовности истребована об освящении оной рассмотрения Того Ради благословляем Вам, Протоиерею Фёдорову, оную вновь построенную во имя Все'милостивого Спаса церковь по чиноположению церковному посланным при сем Святым Антиминсом соборно освятить И по освящении велеть в ней священнослужение исправлять, когда освящена будет, рапортовать, с сея же грамоты списав копию, иметь у себя впредь для ведома, а подлинную отдать в церковное хранение, кому надлежит с распискою. Писана лета Господня 1770 июня 26 дня. У сей грамоты Благословенной руки нашей печать № 873".

На грамоте имеется пометка: "Церковь освящена 1772 года мая 22 дня".

Почему было освящение отложено до 1772 года неизвестно.

Через 20 лет после постройки второй деревянной церкви встал вопрос о замене этой, уже обветшавшей церкви, новым каменным храмом. Проектировалось построить уже двухпрестольный храм: главный престол во имя Спаса и боковой в честь Казанской Божией Матери. На постройку каменного двухпридельного храма в архиве Железинской церкви имелась грамота такого содержания:

"Божиею Милостию Варлаам Епископ Тобольский и Сибирский.

Барнаульскому Заказчику Протоиерею Дометию Комарову, сего 1786 года октября 7 дня в сообщении нам Главнокомандующего Сибирским военным корпусом господина генералпоручика и кавалера Николая Гавриловича Огарёва написано, что в объезд его Высокопревосходительства по линиям усмотрел он, что состоящая в крепости Железинской церковь Божия весьма обветшала, почему и назначил его Высокопревосходительство в оной крепости построить новую каменную церковь, к чему и материалы приготовляются, а в будущем с помощью Божиею и начать строить намерен, и надеется иметь успех в том созидании по известному его Высокопревосходительству усердию в том месте прихожан, и требовал его Высокопревосходительство о построении в оной крепости настоящей, как она ныне есть, во имя Всемилостивого Спаса (выделено в грамоте В.Б.) с приделом Пресвятой Богородицы Казанской церкви по присылке Благословенной грамоты Того Ради благословляем Вам,

Протоиерею Комарову, в оной крепости вместо обветшалой деревянной вновь вышеописанное именование с приделом каменную церковь соборно обложить, где для того удобное место отведено будет, и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей, и когда оная в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию, церковными потребностями удовольствована будет, [об] освящении оной просить особливым представлением, с сей же грамоты списав, копию иметь в Духовном Правлении, а подлинную сдать в церковное хранение, кому надлежит, с распискою. Писана лета Господня 1786 г. октября 18 дня, у сей грамоты Благословенная руки нашей печать. № 1614".

Постройка приделов Железинской церкви, по-видимому, шла не совсем равномерно. К 1793 году был окончен строительством раньше главного боковой придел храма во имя Казанской Божией Матери. Тотчас же возник вопрос об освящении его, которое и состоялось по получении Благословенной грамоты Архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама. Приведём её содержание:

"Божиею Милостию Варлаам Архиепископ Тобольский и Сибирский.

Омского Духовного Правления заказчичью товарищу города Омска Ильинской церкви Священнику Андрею Неводчикову сего 1793 года ноября 17 дня.

В представленном в Консисторию из Желеэинской комендантской канцелярии рапорте объявлено, что заложенная в оной Железинской крепости каменная придельная церковь во имя Казанской Богородицы строением окончена, и иконостас написан и к освящению состоит в готовности и прошено об освящении оного придела Благословенной грамоты и Святого Антиминса. Того ради благословляем Вам, священнику Неводчикову, оную придельную церковь во имя Казанской Богородицы посланным Св. Антиминсом, печатанным на полотне, соборно освятить, по освящении велеть в ней священнослужение отправлять, потом нам рапортовать. С сей грамоты списав, копию отослать в Семипалатинское Духовное Десятиначальство, а подлинную отдать в церковное хранение с распискою. Писана лета Господня тысяча семьсот девяносто третьего ноября 22 дня. № 1780".

Таким образом, боковой придел был освящён раньше главного.

По-видимому, это обстоятельство объясняется тем, что встал вопрос о переименовании Спасской церкви в Троицкую. Пока шла переписка об этом переименовании, появилась возможность освятить боковой придел во имя Казанской Божией Матери, чтобы не оставить население без церковной службы. Когда было получено согласие высшего духовного начальства на замену одного престола другим, то 20 июля 1801 года состоялось освящение Троицкого храма. На освящение храма была прислана следующая грамота:

"Божиею Милостию Варлаам Архиепископ Тсбольский и Сибирский.

Семипалатинскому заказчику Священнику Никите Дерябину. В представленном нам из Семипалатинского Духовного Правления доношении рапорта, присланного в то правление Железинской крепости Спасской церкви от священника Ивана Васильева, объявлено, что построенная в оной крепости каменного здания церковь, как по наружности, так и внутри всеми принадлежащими доукрашениями покончена. А потому просим оное духовное правление на освящение оной церкви Благословенной грамоты и по ветхости имеющегося в деревянной церкви Святого Антиминса вновь Атласного с тем, дабы оная каменная церковь для объясняемой в оном доношении причины переименована была во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Того Ради благословляем Вам, священнику Дерябину, в означенной Железинской крепости, вновь построенной, Атласным Антиминсом по чиноположению церковному соборно освятить и по освящении велеть в ней священнослужение отправлять, и о том нам рапортовать, с сей грамоты списав, копию иметь в Духовном Правлении, а подлинную отдать в церковное хранение.

Сея грамота писана лета Господня 1801 г. июля 22 дня".

Впоследствии встал вопрос о постройке третьего престола во имя Святителя и Чудотворца Николая. Освящение этого престола состоялось 6 мая 1824 года. Итак, каменная церковь была построена по ходатайству Главнокомандующего Сибирским военным корпусом генералпоручика Огарёва Н.Г. усердием войск, находившихся в крепости Железинской, Церковь была соединена с колокольней, обнесена каменной оградой с железными решётками в чугунных столбах. В церковную ограду вели трое дверей. В ограде стоял кирпичный памятник с крестом наверху.

Предполагается, что памятником отмечено место престола первой церкви. Каких-либо могил в ограде не было. В 1889 году церковь была обновлена. Храм разделялся на две половины: тёплую и холодную.

Холодная половина заключала главный придел во имя Святой Троицы. Остальные два придела находились в тёплой половине храма: с правой стороны в честь Казанской Божией Матери (освящён в 1793 году) и с левой во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён 6 мая 1824 г.). Иконостас был сосновый с деревянными иконами, писанными казаками Железинской крепости.

Боковые церковные двери имели надписи. На правых дверях были начертаны слова: "Азъ есмъ Гавриилъ предстоя предъ Богомъ", на левых -"Азъ есмъ Михаилъ Архистратигъ Силы Господни".

Из старинной церковной утвари имелись только два напрестольных серебряных креста 1713 и 1795 гг.

Из богослужебных книг более древними являлись:

1. Евангелие с крышками из кованого серебра, напечатанное в 1765 году.

2. Евангелие среднего формата, напечатанное в 1735 году.

3. Евангелие в великий четверток, напечатанное в Москве в 1794 году.

4. Триодь, напечатанная в Москве в 1763 году.

5. Службы отдельные двунадесятым праздникам, напечатанные в Москве в 1765 году.

6. Октоих, напечатанный при Анне Иоанновне.

7. Служебник, напечатанный в Москве в 1785 году.

8. Требник, напечатанный при Екатерине Алексеевне в Москве в 1792 году.

9. Апостол, напечатанный при Павле Петровиче.

10. Краткое объяснение церковного устава для Белоградских семинаристов, написанное в 1800 году.

11. Минеи месячные, печатались в годы с 1690 по 1865 в
Москве.

В числе книг имелась большая, в деревянном переплёте, 35 фунтов весом, Библия с рисунками, перепечатанными при Императоре Александре Павловиче с Библии, которая была напечатана первоначально в 1463 году.

В архиве церкви хранилось много высочайших указов. Приводим содержание двух из них:

"Указ Нашему Сенату. Через сие запрещается с будущего 1776 года от дня Св. Пасхи купцам, мещанам и всяким посадским людям иметь кареты, сани, одноконки, роспуски и дрожки, вызолоченные или высеребренные или иным чем украшенные, кроме одного красного или лаком покрытых, извозчичьим же саням или одноконкам быть не иной краски, кроме жёлтой, Подлинный подписан собственной рукой Её Императорского Величества "Тако"

"Екатерина"

Москва 3 апреля 1776 г."

В другом именном Её Императорском Указе, данном Сенату апреля 21 дня, за собственноручной Её Величеством подписью, написано:

"По долговременной и трудной войне, воспользуясь восстановлением Мира и Тишины, забрагорассудили Её Императорское Величество для Народной выгоды и облегчения сбавить с продажи соли (выделено в документе В.Б.) с каждого пуда по пяти копеек. И сей всемилостивейший Указ Сенат имеет обнародовать повсюду, о чём публикуется". 1775 г.

На колокольне имелись 6 колоколов, самый большой был отлит мастером Михаилом Москвиным в 1800 году, вес неизвестен.

В летнее время совершались крестные ходы по полям. В посёлке Железинском 27 июля был совершён крестный ход в благодарственную память по случаю избавления от холеры в 1892 году. Пасхальные хождения со святыми иконами бывали только по тем домам, которые приглашали.

Главным занятием прихожан было хлебопашество, скотоводство и рыболовство. Овец держали казахской породы и только для своих надобностей. В посёлке Железинский ежегодно в ноябре проходила ярмарка, имевшая местное значение в торговом отношении. Сбывали на ней сало, кожи, масло и другие продукты сельскохозяйственного производства, торговали в большом количестве лошадьми. В посёлке находился казённый склад земледельческих орудий и кожевенный завод.

Имеются сведения о транспортных расходах на проезд до епархиального центра, то есть до города Омска: летом на пароходе проезд стоил 5 рублей, а зимой на лошадях до 20 рублей.

В. Д. Болтина,
историк-архивист,
заслуженный работник культуры Казахской ССР,
отличник архивного дела СССР