Последние события

Ответственный за работу с вооруженными силами и правоохранительными органами в Павлодарской епархии принял участие во встрече с военнослужащими
Архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава возглавил празднование Торжества Православия в главном храме Павлодарской епархии
День православной книги отметили в церковно-приходских школах Воскресенского храма города Аксу и Троицкого храма села Железинка
В субботу первой седмицы Великого поста за Божественной литургией верующие причастились Святых Христовых Тайн
Молебное пение великомученику Феодору Тирону в пятницу первой седмицы Великого поста
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…». Начало Великого поста и чтение покаянного канона святого Андрея Критского
В воскресной школе Благовещенского кафедрального собора состоялся праздник православной книги на тему «Преподобный Серафим Саровский в русской поэзии»

Преподобномученица Агафия Крапивникова (†1937)

Преподобномученица Агафия родилась в 1890 году в селе Новософьино Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Авива Крапивникова. Агафья окончила сельскую школу и, когда ей исполнился двадцать один год, решила уйти в монастырь. В это время стало известно, что неподалеку от них, рядом с селом Старое Чернеево, будет образована женская обитель. На этом месте стоял древний монастырь, основанный около 1573 года иеромонахом Матфеем, одним из первых просветителей этого края, населенного когда-то язычниками. К началу ХХ столетия обитель пришла в запустение, и церковные власти решили учредить здесь женский монастырь, который и был открыт в 1912 году. Первой его игуменией стала монахиня Магдалина; впоследствии, в 1924 году, игуменией стала монахиня Валентина (Цыганова), но фактически по старости и болезни игумении Магдалины она была управляющей монастырем почти сразу после его образования.

Игумения Валентина родилась в 1856 году в городе Серпухове Московской губернии в семье купца. Когда ей исполнилось двадцать два года, она поступила в монастырь в городе Кашире, где подвизалась в течение двадцати двух лет; затем она перешла в монастырь в Моршанске Тамбовской губернии, где прожила двенадцать лет, и в 1912 году была переведена в новоучрежденный Чернеевский монастырь. Вскоре после его образования в нем умножилось число монахинь и послушниц и стала расцветать духовная жизнь. Многие крестьянские девушки с радостью пошли подвизаться в обитель; знакомые с крестьянским трудом с детства, они не боялись сельскохозяйственных работ. Они не ждали благотворителей со стороны, не ждали и того, что монастырь, расположенный вдали от основных дорог, будет часто посещаться слабеющим в вере народом и будет поддержан его трудом и средствами. Главная их надежда была только на Бога и на два средства – молитву и труд, и обитель стала постепенно восстанавливаться и расцветать.

Ко времени гонений от безбожных властей монастырь был вполне благоустроен. В 1918 году в Шацком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, направленное против безбожников-большевиков, и монастырь стал оказывать продовольственную и медицинскую помощь восставшим крестьянам. Однако восстание было подавлено, и карательный отряд прибыл к стенам Чернеевского монастыря, который большевики считали центром восставших. Ворота монастыря были перед карательным отрядом закрыты, и одна из монахинь ударила в набат, собравши к стенам монастыря крестьян. Чтобы прекратить колокольный звон, каратели стали стрелять по колокольне; звонившая монахиня была ранена, звон умолк, и каратели были впущены в обитель. Игумения Валентина, однако, сохранила полное спокойствие; она пригласила приехавших красноармейцев в монастырскую трапезную, накормила их обедом и напоила чаем, и каратели покинули монастырь в довольно благодушном настроении.

Впоследствии безбожники пытались несколько раз закрыть монастырь, но игумения имела столь большой авторитет среди местных советских начальников и крестьян как человек безупречной нравственной жизни и широкой благотворительности по отношению к бедным крестьянам, большинство из которых еще с дореволюционного времени предпочитали работать в монастыре, нежели на своих наделах, что закрыть его не удавалось до 1928 года, когда все монахини были изгнаны из обители. Но они не покинули места своих подвигов, а поселились в ближайших к монастырю селах – Борки, Новософьино, Новочернеево, Высокое и Печино. Игумения поселилась в селе Борки в восьми километрах от обители. В селах еще сохранялись в то время храмы, и монахини встречались и молились там.
Агафия поступила в обитель в момент ее образования; монастырю нужны были грамотные агрономы, и игумения послала ее в сельскохозяйственную школу в Рязань, где она проучилась полтора года и затем несла в обители послушание по сельскому хозяйству. После закрытия монастыря Агафия поселилась в родном селе Новософьино.

31 мая 1931 года игумения Валентина, которой в то время исполнилось семьдесят пять лет, была арестована вместе с насельницами Николо-Чернеевского монастыря, в их числе была и послушница Агафия Крапивникова. Всего арестовали шестнадцать человек, всех их поместили в рязанскую тюрьму.

На допросе послушница Агафия сказала: «В Старо-Чернеевский монастырь я пошла по своему желанию – по религиозным убеждениям... В 1918 году во время восстания, то есть когда приезжал отряд в село Старо-Чернеево, я находилась вне ограды монастыря... Стрельбу я слышала, но что за стрельба была, я совершенно не знаю. Почему не открывали монастырские ворота, также не знаю... в Бога я верую, так как знаю, что Бог есть и будет навсегда, – пусть стреляют, от Бога я не откажусь… Никакой агитации против власти я не вела, а также против колхозов, так как знаю, что каждая власть от Бога и ей надо подчиняться... Сам Христос страдал за нас – и мы должны».

20 августа 1931 года тройка ОГПУ приговорила игумению Валентину, послушницу Агафию и всех арестованных инокинь к трем годам ссылки в Казахстан, куда они были отправлены с общим этапом.

После окончания ссылки послушница Агафия осталась жить в Павлодаре и стала работать сторожем в Воскресенском храме.

В 1937 году было возбуждено групповое «Дело «контрреволюционной организации церковников» Воскресенской церкви. г. Павлодар, 1937 год». 25 сентября 1937 года по обвинению в участии в контрреволюционной организации Агафия Крапивникова была арестована. Отвечая на обвинения следователя, она сказала: «Повторяю, работая при церкви сторожем, у меня работы было много, ни с кем никаких разговоров вести не имела времени. О контрреволюционной организации ничего не знала, сама контрреволюционной работы не вела, ничего не знаю». В обвинительном заключении говорилось: «Крапивникова Агафья Авиловна состояла членом контрреволюционной организации церковников, систематически проводила антисоветскую агитацию, направленную на подрыв советской власти, имела контрреволюционную связь с ссыльными, которым оказывала материальную помощь».

22 октября 1937 года тройка НКВД приговорила послушницу Агафию Крапивникову, а так же послушницу Марию Портнову и мирянок Марию Стефани и Александру Лебедеву к расстрелу.