Последние события

Ответственный за работу с вооруженными силами и правоохранительными органами в Павлодарской епархии принял участие во встрече с военнослужащими
Архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава возглавил празднование Торжества Православия в главном храме Павлодарской епархии
День православной книги отметили в церковно-приходских школах Воскресенского храма города Аксу и Троицкого храма села Железинка
В субботу первой седмицы Великого поста за Божественной литургией верующие причастились Святых Христовых Тайн
Молебное пение великомученику Феодору Тирону в пятницу первой седмицы Великого поста
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний…». Начало Великого поста и чтение покаянного канона святого Андрея Критского
В воскресной школе Благовещенского кафедрального собора состоялся праздник православной книги на тему «Преподобный Серафим Саровский в русской поэзии»

Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»

29.06.2022

По благословению архиепископа Павлодарского и Экибастузского Варнавы прихожане храмов города Павлодара совершили паломническую поездку в город Семипалатинск.

Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»

Верующие посетили старейший православный храм Казахстана – Воскресенский собор, где за Божественной литургией причастились Святых Христовых Тайн. По окончании богослужения была проведена экскурсия по музею Воскресенского собора.

Поклонившись святыням храма, паломники отправились на святой источник, который забил на месте явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение». Здесь павлодарцы отслужили молебен с акафистом чудотворному образу и приняли омовение в источнике.

***

Абалацкая икона Божией Матери – самая почитаемая в Сибири икона. Название этого чудотворного образа Царицы Небесной происходит от селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об Абалацкой иконе «Знамение» сообщается о явлении в 1636 году вдовице Марии «в легком сне» двух икон: Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая. С благословения архиепископа Сибирского и Тобольского Нектария (Теляшина; †1667) в том же году началось строительство церкви, и была написана икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Евфимия Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы.

С этого чудотворного образа во всей Сибири было сделано множество списков, которые находились как в храмах Божиих, так и в домах благочестивых людей. Некоторые их этих списков прославились чудотворениями. Среди самых известных чудотворных списков, которые особенно усердно почитались православными и перед которыми совершались молебные пения, был и Семипалатинский список.

Интересна история появления этой чудотворной иконы в г. Семипалатинске.

Для того, чтобы было возможно совершать крестные ходы с иконой и в то же время не создавать из-за отсутствия временами иконы трудностей для паломников, приходивших издалека помолиться пред чудотворным образом в Абалак, было решено поручить тому известному иконописцу протодиакону Матфею снять с его же иконы копию меньших размеров, чтобы носить ее из Абалака по городам и весям Сибири для поклонения.

В то же самое время, в 1720 году, император Петр I направляет воинскую экспедицию под командованием генерал-майора Лихарева из Тобольска вверх по Иртышу для построения Усть-Каменогорской крепости и для разведки в Джунгарии приисков «песошного золота». Отправляясь в долгое и опасное путешествие, генерал сделал остановку против Абалака, чтобы совершить на его судах молебен перед чудотворным образом Божией Матери. На суда принесли только что написанную копию. Во время молебна, как только священник начал читать Евангелие: «Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов» (Лк.1, 39), лодки сами собой поплыли против течения и остановились только около Семипалатинской крепости. И как раньше военные не могли остановить свою флотилию, так и сейчас они не в силах были сдвинуть ее с места. Увидев в этом знамение от Господа, генерал Лихарев распорядился перенести святой образ в семипалатинскую церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Позже этот храм стал называться Знаменским собором.

Между тем абалацкое духовенство стало требовать икону обратно, а жители Семипалатинска возвращать ее не хотели. Эту тяжбу разрешил тогдашний митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский; †1727), благословив оставить святую икону в Семипалатинске навсегда, а жителей семипалатинских обязав создать и отправить в Абалак другую копию.

Вскоре молва о чудотворном образе распространилась по окрестности, и множество богомольцев с различными недугами душевными и телесными начали стекаться в Семипалатинск, получая каждый по вере своей. Особенно почитали икону военные.

Однажды чудотворный образ исчез из храма, и встревоженные жители начали искать его. Нашли святую икону недалеко от Семипалатинска вниз по течению Иртыша на дереве. Перед иконой горела свеча, а рядом с деревом бил ключ. Икона с благоговением была возвращена в храм, а источник с тех пор стал называться «Святым ключом». На этом святом месте был создан женский монастырь.

И у этого чудотворного семипалатинского образа была копия, которую носили в летнее время как вверх по Иртышу, так и вниз даже до Песчанского форпоста. Освятил чтимый образ Царицы Небесной и нашу павлодарскую землю.

После революции 1917 года Знаменский собор был захвачен обновленцами. Тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора лихаревская икона пропала. Однако в лихолетье благочестивые семипалатинцы сумели сохранить ту икону, которая находилась в монастырском храме на «Святом ключе».

Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»
Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»
Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»
Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»
Паломничество в город Семипалатинск и на святой источник – место явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение»