В 1766 году митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом (Конюскевичем; †4.11.1870) была выдана грамота на строительство вместо обветшалой деревянной тоже деревянной церкви, но на каменном фундаменте, однако в течение десяти лет церковь не строилась.
В 1777 году по ходатайству генерал-майора Скалона епископом Тобольским и Сибирским Варлаамом (Петровым; †27.12.1802) была выслана новая грамота на постройку каменной церкви во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделами: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а северный – во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. Здание церкви возвели каменное с такой же в одной связи колокольней, обнесенные оградой. Приделы были освящены в 1782 году Омским протоиереем Петром Феодоровым, сама же церковь – в 1783 году тем же протоиереем.
Заложена была церковь, как видно из клировых ведомостей этого храма за 1818 год, 2 сентября 1777 года, освящена 16 декабря 1783 года. Храм выстроен на средства казны; позднее в украшении его принимали участие и местные жители.
В конце XIX столетия особо почитаемыми у ямышевских прихожан были оставшиеся от первой деревянной Иоанно-Богословской церкви иконы «Спаситель», «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов», «Знамение Божией Матери» и «Святитель Николай Чудотворец». Каждая икона была высотой в полтора аршина.
Кроме упомянутых, в ямышевском храме имелись еще несколько старинных икон. Относились они к числу прикладных и обетных. На прикладной иконе «Святой Иоанн Предтеча» имелась надпись: «Тщанием и трудами Сибирского гарнизона пехотного полка умершего премьер-майора Василия Григорьева сына Туесова, жена его, вдова Софья Ивановна, дарила сей образ в церковь Иоанна Богослова 1750 декабря 14-го в Ямышево».
Другую прикладную икону «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому», написанную 26 июня 1767 года в г.Тобольске, преподнесла в дар храму Божьему артиллерийская команда, оставлявшая Ямышево в связи с упразднением в 1836 году Иртышской укрепленной линии.
Обетные же иконы – «Спаситель» и «Знамение Божией Матери» – были написаны по заказу тобольского посадского Герасима Башкурова в ознаменование шестилетней садки соли в Ямышевском озере. С ними по резолюции архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова; †27.12.1802) надлежало 8 июля совершать крестный ход на Ямышевское озеро и проводить там молебен.
Две серебряные ризы на местных иконах в холодном храме приобретены семипалатинским купцом Петром Токаревым.
Сведений о приходе до 1783 года не имеется, с этого же года по 1824 год, до возведения церкви в Семиярке, к Иоанно-Богословскому приходупринадлежали крепость Ямышевская и форпосты Черноярский, Коряковский, Подстепинский, Егорьевский, Чернавский, Лебяжинский, Подпускной, Кривинский и Семиярский.
«Причт сначала состоял из двух священников и 4-х причетников, которые с 1823 года получали следующее жалованье: священники по 200 р. каждый в год и причетники по 60 р. Жалованье это, как значится в клировой ведомости Ямышевской церкви за 1829 г., «учреждено по исходатайствованию бывшего Генерал-Губернатора Западной Сибири г-на Капцевича, который, заметив действительную бедность Сибирской линии священно-церковно-служителей, взошел в их положение и исходатайствовал оное блаженной памяти у Императора Александра Первого». Впоследствии штат Ямышевской церкви был сокращен до одного священника и одного псаломщика, которые в настоящее время получают жалованья: священник – 140 р. в год и псаломщик – 120 р. Ямышевская церковь своеобразной архитектуры, которая указывает на относительную древность храма. Эта церковь – одна из древних храмов в долине Иртыша, по которой шла русская колонизация. Поселок Ямышевский, между прочим, является родиной Г.Н. Потанина». Эти сведения содержатся в статье известного ученого краеведа, о
дного из основателей Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества священника Бориса Георгиевича Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области», опубликованной в «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества». Выпуск Х, 1915 г.
В первой трети XIX столетия по мере того, как далеко на юг и восток отодвигалась русская граница, Иртышская укрепленная линия теряла свое военно-стратегическое значение. 8 декабря 1836 года военный министр граф Чернышев А.И. послал генерал-губернатору Западной Сибири Горчакову П.Д. предписание об упразднении Верхнеиртышских заштатных крепостей (Бухтарминской, Семипалатинской и Ямышевской), а вместе с ними – и самой линии, как выполнившей свою первоначальную задачу. В связи с этим крепостные сооружения, находившиеся в Ямышеве, подлежали уничтожению.
Настоятелями после уничтожения крепости являлись: священник Александр Кусков, служил 1 год, священник Георгий Арефьев – 6 лет, после него до 1855 года приход окормлял Коряковский священник Михаил Поникаровский, священник Евфимий Пономарев служил 2 года, после него вновь священника не было полтора года. В 1859 году прибыл священник Стефан Вавилов, окончивший курс Тобольской Духовной Семинарии, и служил до 1863 года, после него не было священника полтора года, 5 декабря 1864 года прибыл на приход из окончивших курс в Тобольской Духовной Семинарии священник Иоанн Дюков.
В августе 1846 года храм посетил архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий (Ящуржинский; †1.04.1852) в проезд его до крепости Бухтарминской, а при обратном пути – нового освящения по случаю обветшалости престола в приделе Святителя и Чудотворца Николая. При этом священнодействии архиепископу Георгию сослужили градо-Семипалатинский Благочинный иерей Илья Бурдуков, иерей Иаков Дерябин, семиярскийсвященник Василий Солертовский и местный священник Георгий Арефьев.
В августе 1851 года храм был вновь посещен тем же Преосвященным.
16 июня 1868 года в 12 часов пополудни проехал через Ямышево Великий Князь Владимир Александрович, четвертый сын Императора Александра II. За дальностью трактовой дороги от церкви, а также и самого поселка, церковь осталась им не посещенною.
В архивах сохранилась «Памятная книга Тобольской Епархии, Омского округа, поселка Ямышевского, Иоанно-Богословской церкви». Летопись велась служителями храма и рассказывает о жизни прихожан, о наблюдениях за погодой, урожайности, о проведении ярмарок, о ценах на хлеб, зерно, сено, содержит описание случившихся необычных явлений природы, а также о жизни самой Иоанно-Богословской церкви, имена священников, служивших в ней более двухсот лет назад.
«С декабря месяца 1868 года по февраль настоящего в приходе сильно свирепствовала на рогатого скота чума, которого осталось не более десятой части» (из Ямышевской церковной летописи, 1869 год).
В 1869 году производился ремонт: церковь и ограду оштукатурили, иконостас в холодной церкви вместо облупившейся позолоты окрасили голубой краской, а с внутренней стороны все три иконостаса побелили мелом на клею. Исправление производилось на церковную сумму 317 руб. 95 коп.
В 1872 году по завещанию умершего поручика Краснопольского Андрея Ивановича было внесено пожертвование в пользу церкви наличными деньгами 500 руб. и документ на долг мещанина Зайкова в 3500 руб., кроме того, пожертвованы несколько икон. Иконы и 500 руб. получены, документ же на 3500 рублей представлен ко взысканию в Семипалатинское областное правление. Господин Краснопольский А.И. являлся уроженцем Ямышева, но в последнее время проживал в г.Омске, где и скончался.
8 сентября 1875 года в 7 часов вечера через Ямышево проехал генерал-губернатор Западной Сибири Николай Геннадьевич Казнаков.
17 сентября этого же года Ямышево и церковь посетил епископ Тобольский и Сибирский Ефрем (Рязанов; †15.01.1891). Ревизию епископ Ефрем производил лично сам. После ревизии посетил квартиру священника, где пил чай и закусывал.
В летописи находим не только описание церковной жизни, но и сведения о том, чем жили прихожане, что их волновало. Так, важным событием для ямышевцев стало полученное 13 февраля 1880 года разрешение на проведение в Ямышеве ярмарки с 12 по 21 декабря под названием Спиридоновской.
«l-го марта был большой дождь, а после сего сделались морозы, отчего испортилась зимняя дорога; у кочующих же киргиз открылся падеж на скот от бескормицы» (из Ямышевской церковной летописи, 1880 год).
В 1881 году ямышевским обществом написана икона святого Спиридона Тримифунтского для ярмарочной часовни. От госпожи Кузьминой поступили в качестве пожертвований церкви три воздуха и белая серебряная парча на одежды всех престолов и жертвенников стоимостью 176 руб.
«28-го мая в 4 ч. 50 мин. утра в Ямышеве ощущалось волнообразное землетрясение, продолжавшееся несколько секунд, сила колебания чувствительна, в церкви остановились часы, паникадило и лампады качались в продолжение 10 минут» (из Ямышевской церковной летописи, 1887 год).
В 1890 году были вызолочены Царские Врата и сделана к ним корона.
«С 1-х чисел августа начали появляться случаи заболеваний сначала холериной, а потом появилась и холера, от которой в пос. Ямышевском померло15 человек» (из Ямышевской церковной летописи, 1892 год).
10 октября 1894 года от местного Благочинного получено распоряжение о повсеместном служении молебнов о возношении на ектеньях прошений о здравии Государя Императора Александра III. 22 октября получено было открытое послание от пристава г.Павлодара о кончине Государя Императора Александра III и того же дня была отслужена лития по Государе Императоре Александре III, а 25 октября прихожане были приведены к присяге на верноподданство и верность служения Императору Николаю Александровичу.
«Осень сего года отличалась страшными ветрами, от которых иногда по неосторожности с огнем бывали по степи пожары, наносящие большие убытки на пашнях» (из Ямышевской церковной летописи, 1895 год).
В 1898 году закончился ремонт церкви. Расхода всего по ремонту было 986 руб. 11 коп. Ремонт производился на средства прихожан: по 60 коп. с души и из церковных сумм по разрешению епархиального начальства.
В 1907 году здание церкви было вновь отремонтировано.
12 июня 1910 года Благочинный протоиерей Александр Павлов в присутствии священника Семиярской церкви Николая Быстрова, священника Алексея Серебренникова, псаломщика Александра Меньшикова, церковного старосты Павла Бугаева, Ямышевского поселкового атамана Сысоева, казаков Георгия Богатырева, Игнатия Городничева, Антона Васильева и Владимира Зыкова произвел страховую оценку строений, принадлежащих Иоанно-Богословской церкви. Само здание храма было каменным, отштукатуренным снаружи и внутри, покрыто железом, окрашенным зеленой масляной краской; пол внутри храма деревянный. Длина церкви, считая с колокольней, 15 саженей и ? аршина; наибольшая ширина 9 саж., высота до верха карниза 3 саж. 2 арш. На церкви имелись четыре главы: две больших и две малых. Окон больших 12, малых – 2. Церковь имела три наружных деревянных двери, обитых железом. В храме было три иконостаса: центральный высотой 9 арш. и шириной 9 арш,, два придельных высотой 5 арш. и шириной 9 арш. 3 верш. Здание храма было весьма прочное, отапливалось двумя кирпичными печами в железных кожухах. Одноярусная колокольня имела высоту до верха карниза 7 саж. 2 арш. При церкви имелась сторожка, представлявшая собой пятистенный деревянный дом в две комнаты с одной кирпичной печью и холодными сенями. Сторожка «сохранилась хорошо».
16 сентября 1910 года скончался настоятель храма священник Алексей Евграфович Серебренников. Настоятельское место оставалось вакантно до 4 декабря того же года, а 4 декабря новым настоятелем был назначен священник села Падунское Михаило-Архангельской церкви Ялуторовского уезда Тобольской епархии Александр Козлов, который и прибыл на место своего служения31 января 1911 года.
«Вторая половина зимы стояла холодная, были сильные снежные бураны с ветрами, которые начинались внезапно, поэтому народ часто заставал в дороге, многие из них бросали возы в степи, а сами старались как-нибудь добраться до какого-нибудь жилья, но многим это не удавалось, и их заносило снегом, и они замерзали» (из Ямышевской церковной летописи, 1913 год).
В 1913 году Иоанно-Богословский храм посетил священномученик Андроник (Никольский; †20.06.1918), епископ Омский и Павлодарский. Епископ Андроник прибыл 12 мая в 10 часов вечера в Ямышево. Несмотря на позднее время и благодаря воскресному дню, на встречу с Владыкой собрался почти весь поселок, а также многие приехали из близлежащих переселенческих поселков. Во время входа Владыки в церковь на больших голосах было пропето: «Ангел вопияше…». При встрече епископ Андроник обратился к народу со словом назидания о том, как подобает жить христианину, увещевая слушателей не оставлять своим посещением храма Божия в воскресные и праздничные дни. После слова епископ Андроник спрашивал учеников местной казачьей школы молитвы, заповеди и заповеди блаженства, но ученики отвечали плохо, так как собрались те, которые два или три года, как уже вышли из училища, или же первогодки, о чем и было доложено учительницей Владыке, тогда Владыка обратился к родителям, чтобы они следили за своими детьми и после окончания школы они чаще
посещали богослужения, а также обращались с молитвою к Богу утром, вечером, перед вкушением пищи и после, тогда преподанное в школе не будет забываться.
«Летом на скоте появилась сибирская язва, и много скота пало, как крупного, так и мелкого. Осень стояла ветреная и для уборки хлебов неблагоприятная, которая и продолжалась до 20-х чисел октября» (из Ямышевской церковной летописи, 1914 год).
6 октября 1914 года через Ямышевский приход была пронесена икона Святителя и Чудотворца Николая – дар Государя Императора Николая II Семипалатинской области. Икону сопровождали первый викарий Омской епархии епископ Семипалатинский Киприан (Комаровский; с 5.08.1937 в заключении) и Благочинный протоиерей Александр Павлов. Причт Иоанно-Богословского храма для встречи иконы выехал в поселок Подстепинский и сопровождал икону до поселка Лебяжинского. В каждом поселке епископ Киприан служил молебны.
В 1915 году в Ямышевском приходе открылся приходской Попечительский совет, председателем которого стал настоятель храма священник Александр Козлов. Членами совета были: псаломщик Иван Гетманов, урядники Ямышевского поселка Василий Иванович Зенков и Иван Яковлевич Сысолов. Приходской Попечительский совет своей деятельностью помогал семьям призванных на Первую мировую войну весной во время сева: некоторым – пшеницей для семян, а некоторым – деньгами для найма рабочих рук, чтобы засеять свои поля по весне.
«21 мая 1916 г. Ямышевский поселок удостоился посещения Его Высокопре-восходительства генерала от кавалерии адьютанта Сухомлинова».
15 июля 1920 года настоятель церкви священник Симеон Шангин был обвинен в участии в контрреволюционном движении и расстрелян.39 Новым настоятелем стал избранный верующими диакон Николай Евфимиевич Петров, занимавший с 1 декабря 1918 года должность псаломщика в градо-Павлодарском Свято-Троицком соборе. Диакон Н.Е. Петров был рукоположен во священника и назначен настоятелем Ямышевской Иоанно-Богословской церкви 25 августа 1920 года.
Клировая ведомость Иоанно-Богословской церкви содержит сведения о состоянии прихода в 1923 году. В 1923 году Иоанно-Богословский приход составлял поселки Ямышевский (567 душ обоего пола; при церкви), Красный Кут (116 душ обоего пола; в 10 верстах от церкви), Дубровский (309 душ обоего пола; в 16 верстах от церкви), Ольгинский (345 душ обоего пола; в 20 верстах от церкви) и Звенигородский (53 души обоего пола; в 10 верстах от церкви). Кроме того, в пределах прихода проживали 95 магометан и 68 баптистов.
Штат храма составляли один священник и один псаломщик. Церковной утварью и богослужебными книгами приход был снабжен достаточно. В Ямышевском церковном архиве хранились в целости копии с метрических книг и исповедные росписи с 1816 года, опись церковного имущества – с 1879 года.
В поселке Ямышевском работала школа первой ступени. При Иоанно-Богословской церкви была библиотека, содержащая книг для чтения 100 томов.
С 1 августа 1923 года должность церковного старосты исполнял гражданин поселка Ямышевский Максим Яковлевич Бугаев.
В настоящее время в Государственном архиве Павлодарской области хранятся метрические книги Иоанно-Богословской церкви поселка Ямышево за 1861 – 1919 годы.
21 апреля 1923 года причт и делегат от мирян были вызваны на съезд в г.Павлодар для избрания делегатов на обновленческий съезд духовенства и мирян в г.Семипалатинск.
12 августа того же года служил Литургию в поселке Ямышевском обновленческий епископ Михаил (Фивейский), викарий Семипалатинской епархии, при участии Благочинного протоиерея Александра Павлова и диакона Головатского.
О сложном материальном положении духовенства Иоанно-Богословской церкви свидетельствует сохранившееся в Государственном архиве Павлодарской области заявление настоятеля этой церкви священника Николая Петрова от 20 января 1925 года Павлодарскому уездному финансовому отделу о сложении предыдущих и возврате сумм единовременного и подоходно-имущественного налогов: «Считаю нужным сообщить, что я, как священник, состоя на службе, ни жалованья, ни квартиры, ни отопления не получаю, живу исключительно своим трудом, занимаясь сельским хозяйством, что плачу единый сельскохозяйственный налог, вознаграждение за требоисправление получаю лишь добровольное и, таким образом, мною за истекший год получено добровольного пожертвования 29 руб. 53 коп., а подоходного налога мною уплачено, исключая единохозяйственный налог, 27 руб., пришлось взять из хозяйства предпоследнюю корову, продать и рассчитаться с налогами. Семья уже состоит из 6 человек, все нетрудоспособны, у самого лично потеря трудоспособности 65%. Спрашивается, чем должен существовать? Как подоходно-имущественный налог, а также единый сельскохозяйственный налог, я беру из хозяйства и на следующий раз мне придется продать последнюю лошадь для уплаты подоходного налога и, таким образом, я уже не принесу никакой пользы государству, ибо не будет сил работать, заниматься хозяйством, и государство уже лишится от меня [сельско]хозяйственного налога. А посему во имя справедливости почтительнейше прошу УФО сложить с меня предыдущие все налоги и занимающегося сельским хозяйством и возвратить внесенную мною сумму единовременного налога 15 руб. и подоходно-имущественного налога 12 руб., а всего 27 руб., ибо мною все 100% выплачены единого сельскохозяйственного налога. К сему подписуюсь священник Николай Петров». На документе имеются резолюция: «Начальнику 3-[его] района. 23/1-1925 г.» и помета: «Отказать».
«22 октября была сильная буря, каковая началась в 6 час. вечера и продолжалась до 6 ч. вечера следующего дня, заметны были толчки землетрясения, на следующий день в храме колебалось паникадило. 9 ноября буря была еще сильнее.
10 ноября – старики не помнят в продолжение своей жизни такой бури, что была в этот день: началась с 6 часов утра и продолжалась до 2 ч. ночи. На людей она наводила чрезвычайную панику» (из Ямышевской церковной летописи, 1925 год).
Выписка из протокола общего собрания граждан поселка Ямышевский от 21 июля 1927 года о передаче церковных домов обществам верующих поселков Лебяжье и Черное:
«Слушали: Выписки из протоколов общих собраний граждан пос. Черное и пос. Лебяжье.
Постановили: Ямышевская церковь строилась на войсковые средства, что же касается 2-х церковных домов, то таковые строил священник Никанор Никольский, за какие средства они строены, нам неизвестно, которые по приходу советской власти в 1919 году были Ямышевским ВИКом национализированы. В поповском доме был помещен детдом до 1923 года, а потом занял Ямышевский ВИК и сельсовет, в 1922 году церковь, сторожка и дом псаломщика переданы по договору Ямышевскому обществу верующих для отправления треб, а в 1925 г. поповский дом передан по общественной надобности Ямышевской общественно-кооперативной организации – маслоартели. В течение 10 лет сов[етской] власти никаких хозяев этого дома не было, то есть никто никаких претензий на эти дома не предъявлял. Советская давность миновала на таковые, а поэтому дом таковой фактически и юридически никому не принадлежит, а остается национализирован и переданным в ведение кооперативной организации – маслоартели. Лебяжинскому и Чернавскому обществам предлагаем обратиться в суд и предъявить свои права и документы на дома, принято единогласно».
«15, 16 и 17 января стояли сильные и давно небывалые морозы без ветра, три дня Реомюр показывал 45°. Январь весь стоял морозный. 2 февраля выпал первый большой снег. 10 февраля был виден на Луне крест в 7 часов вечера, который продолжался до полуночи, затем из этого креста образовалось два кольца и третий круг – Луна» (из Ямышевской церковной летописи, 1929 год).
К лету 1929 года Ямышевская Иоанно-Богословская церковь уже пустовала. Д.П. Багаев, первый директор Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Г.Н. Потанина, посетил село Ямышево летом 1929 года: «В одной из кладовых комнат этого храма я обнаружил огромный церковный архив, причем первая же попавшаяся мне под руку подшивка, как видно, оказалась самой старой, поскольку начиналась она 1723 годом. В церковном иконостасе были на религиозные темы замечательные по письму картины. Один художник, большой знаток живописи, заверил меня, что это работа какого-то замечательного тобольского дьякона, жившего в середине XVIII века, и что картины его составляют большую художественную ценность. Во дворе валялись огромные башенные часы и еще кое-какие предметы, которые я уложил в архив».
По приезде в Павлодар Дмитрий Поликарпович обратился к властям с просьбой выделить ему хотя бы одну подводу для того, чтобы привезти имущество Ямышевской церкви в г. Павлодар, подчеркивая историческую и художественную ценность брошенной на произвол судьбы церковной утвари. Свой замысел ему осуществить не удалось, потому что вскоре он узнал, что с началом уборки урожая сельчане превратили храм в зерносклад, а все находившиеся там предметы «за ненадобностью» выбросили.
Последнему каменному зданию Иоанно-Богословской церкви в поселке Ямышево суждено было простоять немногим более ста пятидесяти лет. В 1938 году старейший в Павлодарском Прииртышье памятник православной храмовой архитектуры разобрали на кирпич, из которого выложили стены здания конторы Чернорецкой МТС. Та же участь постигла и ограду храма.
Давно поседели виски, а мне и сегодня до глубины души обидно, что в далекие 40–50-е годы меня, тогда юного воспи¬танника Воронежского суворовского училища, лишили возможности прикос¬нуться к святоотеческим традициям своего народа. Мы были совсем незнакомы с родной православ¬ной культурой, составной частью которой является и военное искусство – наука побеждать. А главным стержнем этой науки была, есть и всегда будет еван¬гельская истина: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15, 13). Былинные русские чудо-богатыри... Нам ведь и невдомек было, что Илья Муромец – это не только герой древнерусской литературы. Это был ратоборец, защитник Руси, причисленный к лику свя¬тых, в земле Российской просиявших. Преподобный Илья Муромский, Печерский (19 декабря ст. ст.), родом из города Мурома, в XII веке, в конце своего жизненного пути, совершив много ратных по¬двигов, подвизался монахом в Киево-Печерской Лавре.
Даже о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове мы не знали главного – того, что был он человеком православным, обладавшим глубокой верой, и все свои славные боевые деяния во имя Отечества совершал с именем Господа Бога на устах. А в своих солдатах и офицерах он видел рать Христову и учил их: «Молись Богу! От Него победа!»
Главной силой русского воинства всегда был его христолюбивый дух, а залогом побед – глубокая вера в торжество Православия.
Конечно же, велик грех наших дедов и отцов, вольно или невольно лишивших нас бесценного святоотеческого наследия. Но, как говорится, по¬винную голову меч не сечет, и покаянную душу Господь помилует. Теперь нашей заботой станет труд возрождения великих традиций русского на¬рода, в том числе и в делах ратных.