Последние события

В четвертую неделю Великого поста архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил Литургию в главном храме епархии
«Днесь спасения нашего главизна…». Престольный праздник в градопавлодарском Благовещенском кафедральном соборе
Воспитанники воскресных школ храмов города Павлодара приняли участие в конкурсе детского рисунка «Птичья мозаика»
В Неделю вторую Великого поста архиепископ Варнава совершил Литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара
Команда воскресной школы Благовещенского кафедрального собора приняла участие в интернет-карусели «Духовная весна»
Ответственный за работу с вооруженными силами и правоохранительными органами в Павлодарской епархии принял участие во встрече с военнослужащими
Архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава возглавил празднование Торжества Православия в главном храме Павлодарской епархии

Игумен Иосиф (Еременко). О репрессированном духовенстве в Павлодарской области

29.01.2011

Выступление игумена Иосифа (Еременко), Благочинного Павлодарского церковного Округа, на встрече акима г. Павлодара Б.С. Демеуова с общественностью города в Доме молодежи «Космос», посвященной Дню памяти жертв политических репрессий, 31 мая 2006 г.

Архивы хранят имена православных верующих, подвергшихся репрессиям в безбожные годы ХХ века.

В летописи Ямышевской Иоанно-Богословской церкви имеется запись от 15 июля 1920 г.: «Согласно объявления советской власти по обвинению в контрреволюционном движении как за шпионаж священник местной церкви Симеон Шангин расстрелян».

Нам известно, по крайней мере, пять следственных дел в отношении священнослужителей и прихожан.

Одно из следственных дел было заведено на ссыльных священнослужителей, которые отбывали «наказание» на станции Щербакты Цюрупинского района Павлодарской области. Среди них Агапит (Борзаковский Александр Корнилович), Архиепископ Новоторжский Калининской епархии. Он родился в 1860 году в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. В 1909 – 1917 годах – иеромонах, насельник Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии. В 1914 – 1917 годах военный священник Северного флота (близ Риги). В 1918 году был назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской губернии. 12 декабря 1921 г. Иеромонах Агапит был хиротонисан во Епископа Карачевского, викария Орловской и Севской епархии; назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Орловской епархии. С 15 ноября 1923 г. временно управлял Орловской епархией. С 25 мая 1924 г. – Епископ Брянский. В 1927 – 1926 годах находился в ссылке в Тверской губернии, с 1927 года жил в Брянске.

Из уголовного дела: «Я был арестован в июле месяце 1929 года как активный член контрреволюционной церковно-сектантской организации». 21 декабря 1929 г. выехал в г. Орёл. 4 июня 1930 г. назначен Епископом Стародубским, но 5 августа 1930 г. был арестован в Стародубе. 15 декабря 1930 г. осуждён тройкой ОГПУ СССР по Западной области, обвинён по ст.58, п.10 и 11, в «организации в г. Брянске и в г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского характера с целью подрыва советской власти». Приговорён к 10 годам ИТЛ. Заключение отбывал в Коми (Зырян) Автономного округа. После освобождения 22 ноября 1933 г. был назначен Епископом Новоторжским, Викарием Калининской и Кашинской епархии. В 1934 году возведён в сан Архиепископа с оставлением управляющим Новоторжским викариатством. В августе 1936 г. уволен на покой, но в этом месяце против Епископа Борзаковского Александра Корниловича в Калининской области было возбуждено уголовное дело. Особое Совещание при Наркомате внутренних дел СССР от 3 января 1937 г. постановило: «Борзаковского Александра Корниловича за участие в контрреволюционной группе церковников – сослать в Казахстан сроком на 5 лет». Таким образом, Борзаковский А.К. оказался на ст. Щербакты, где 18 ноября 1937 г. был вновь арестован, «как руководитель контрреволюционной сектантской организации».

В следственном деле значится: «Постановили: Борзаковского Александра Корниловича расстрелять». Из выписки из акта Постановления тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области Казахской ССР от 25 ноября 1937 г. о расстреле Борзаковского Александра Корниловича следует, что постановление тройки приведено в исполнение 28 ноября 1937 г. в два часа ночи».

Такой же оказалась участь и других проходивших по этому делу священников: Перепилевского Ивана Яковлевича, Григорова Ивана Ивановича, Конардова Петра Ивановича, диакона Долинина Григория Ивановича.

Следственное дело велось в отношении высланных в село Майское Бескарагайского района Павлодарской области священнослужителей – архимандрита Григория-Геннадия Матвеевича Ребезы и вместе с ним 11 священников, работавших рабочими на Мойском руднике, которые были расстреляны 2 декабря 1937 г.

В село Майское были высланы и там расстреляны 15 декабря 1937 г. монахини Дмитриевская Мария Ивановна, Закачурина Маргарита Ксенофонтовна, Ишина Февронья Николаевна, Крапивникова Агафья Авиловна, Портнова Мария Ильинична, Проворкина Тамара Ивановна.

Репрессиям подвергались не только высланные, но и местные священники.

Луговцев Василий Егорович, священник тихоновской общины Свято-Троицкого собора г. Павлодара, в 1926 году был арестован и привлечён по ст.86 ч.2 УК за сопротивление передаче храма «живоцерковникам». Будучи в сане протоиерея, В.Е. Луговцев вновь был арестован 10 сентября 1937 г. Вместе с ним по делу проходили 20 человек, из них 6 женщин. Все они осуждены по постановлению тройки УНКВД Восточно-Казахстанской области от 22 октября 1937 г. за то, что «состояли членами контрреволюционной организации церковников, систематически проводили антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, подготовляя контрреволюционные кадры для восстания в тылу Советского Союза на случай интервенции», были подвергнуты высшей мере наказания – расстрелу.

Постановление приведено в исполнение 1 ноября 1937 г. .

22 православных священнослужителя и мирянина, расстрелянных в Павлодарской области, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году были прославленны в лике Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Но были и такие священно- и церковнослужители, которые прошли через тюрьмы, лагеря и ссылки, но остались в живых и потом продолжали служить Богу и людям, совершив исповеднический подвиг. Их жизнь при богоборческом режиме после лагерей и тюрем была действительно подвигом, ибо они ежедневно подвергались со стороны властей унижениям и издевательствам.

Все духовенство, служившее в Христо-Рождественском храме г. Павлодара после Великой Отечественной войны, прошло через репрессии.

Об этом свидетельствуют документы.

В 1944 году первым настоятелем Христо-Рождественского храма г. Павлодара стал священник Михаил Алексеевич Линев. В 1930 году он был арестован в Сталинградской области и постановлением тройки ОГПУ осужден на 10 лет концлагерей по ст.58. Отбывал наказание в Печерских лагерях на 5-м нефтепромысле. Работал там заведующим хозяйством. В лагере был премирован за перевыполнение плана по заготовке сена для 5-го нефтепромысла. С зачетом 385 дней освобожден из концлагеря в 1938 году. По освобождении из лагеря проживал до 1942 года в городе Красноводске, откуда был выслан органами НКВД в Северный Казахстан, в Павлодар, как осужденный. В г. Павлодаре работал к конторе Кузнецкстроя до сентября 1943 г.

В январе 1946 г. вторым священником Христо-Рождественской церкви был назначен Самуил Кириллович Столярчук. Из местечка Козин Житомирской области 13 апреля 1940 г. священник С. Столярчук был эвакуирован с семейством в Песчанский мясомолочный совхоз на ферму № 1 Максимо-Горьковского района Павлодарской области.

13 июня 1946 г. протоиерей Михаил Иванович Зеленский становится настоятелем Христо-Рождествеского храма г. Павлодара. В 1930 году тройкой ОГПУ в Полтавской области был осужден по статье 58-10 на 6 лет лагерей. После возвращения из лагерей с 1935 года по 1943 год работал на гражданских должностях в Полтавской области, в Актюбинске и Кустанае.

18 ноября 1946 г. священник Михаил Александрович Савостин был назначен 2-м священником к Христо-Рождественскому храму города Павлодара. В 1935 году он был арестован в Ленинграде и осужден по ст.58, пункт 10-11, на 3 года лагерей. В 1939 году возвратился к семье и до 1945 года находился на иждивении дочери-врача. С 1945 года нес послушание псаломщика и регента хора в Никольском соборе города Алма-Аты.

Псаломщик Сергей Карпович Чесноков в 1937 году в Новосибирской области тройкой НКВД по ст. КРА осужден на 8 лет лагерей. Срок отбывал в Дальневосточных лагерях. В июне 1946 года выслан в Мерке Джамбулской области. 17 мая 1947 г. переведен псаломщиком в Христо-Рождественский храм г. Павлодара. Справку о регистрации получил 21 июня 1947 г.

В июле 1947 г. диакон Петр Максимович Роенко был зачислен в штат Христо-Рождественского храма. В анкете он пишет, что с 1929 года по 1946 год находился на гражданской службе.

29 июля 1947 г. настоятелем Христо-Рождественского храма был назначен священник Федор Георгиевич Иванов. С 1929 года по 1937 год по постановлению тройки ОПГУ в Восточно-Казахстанской области священник Ф. Иванов отбывал ссылку в Карагандинской области. После заключения до 1947 года работал на гражданских должностях. В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

10 февраля 1948 г. 2-м священником к Христо-Рождественскому храму был назначен заштатный священник Георгий Степанович Кузьменко. 28 мая 1935 г. по семейным обстоятельствам он ушел за штат и переехал из Полтавской области в город Семипалатинск по месту жительства дочери. До назначения в Христо-Рождественский храм г. Павлодара работал на различных гражданских должностях в г. Семипалатинске.

10 февраля 1948 г. настоятелем Христо-Рождественского храма г. Павлодара назначен священник Александр Павлович Игумнов. 1 января 1932 г. священник А. Игумнов по собственному желанию был уволен за штат и выехал из Новосибирской области на жительство в Среднюю Азию, где работал на разных гражданских должностях до 11 апреля 1947 г.

Священник Климент Самсонович Кондратюк в июне 1930 г. в Семипалатинской области был осужден по ст.58, п.10, на 5 лет ИТЛ. Наказание отбывал в Ташкенте. В феврале 1935 г. освобожден досрочно по зачетам. В 1938 году вновь арестован, отсидел один год и два месяца во Фрунзенской тюрьме. 4 ноября 1949 г. назначен 2-м священником Павлодарского молитвенного дома.

Быть может, мы никогда не узнаем имена всех пострадавших за веру Христову, но мы всегда должны помнить, что в ХХ веке эти страшные репрессии были. Об этом важно сказать и сейчас, в преддверии 15-летия независимости Казахстана.

Такое не должно повториться!

Пусть грядущие времена станут временами возвращения к нашим духовным, нравственным ценностям, временами созидания, мира, взаимного уважения и благополучия!

Вечная вам память, отцы, матери, братья и сестры наши, пострадавшие в годину гонений за веру Христову!