Последние события

В воскресенье святых Жен-мироносиц архиепископ Варнава совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара
Концерт, посвященный дню святых Жен-мироносиц, прошел в воскресной школе Иверско-Серафимовского собора города Экибастуз
В день Радоницы в Благовещенском кафедральном соборе совершили Литургию и пасхальное поминовение усопших
Воспитанники воскресных школ приняли участие в конкурсе детского рисунка «Пасха красная»
В Неделю Антипасхи, воспоминание уверения апостола Фомы, в Воскресенском храме города Аксу отметили престольный праздник
В день празднования в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» архиепископ Варнава совершил Литургию в Благовещенском кафедральном соборе
Настоятель прихода села Иртышск и воспитанники приходской воскресной школы поделились пасхальной радостью с инвалидами

К истории Христо-Рождественского православного прихода города Павлодара (1943 – 1952 гг.)

С 1943 года начался новый период в государственно-церковных отношениях советской истории, который закончился в 1953 году.

Год 1943-й является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и Церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем.

После встречи в Кремле 4 сентября 1943 г. И.В. Сталина и В.М. Молотова с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским; †15.05.1944), митрополитами Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским; †17.04.1970) и Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем; †13.12.1961) восстановление церковной жизни проходило стремительно.

Уже 8 сентября 1943 г. начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором Блаженнейший Митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась его интронизация.

14 сентября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил создание Совета по делам Русской Православной Церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством и Московской Патриархией.

В сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии».

28 ноября 1943 г. СНК СССР разрешил открытие в Москве богословского института и пастырских курсов, которые в 1946 году были преобразованы в Московскую Духовную Академию и Семинарию.

С февраля 1944 г. в СССР начинается передача верующим старых и открытие новых храмов.

Изучение возрождения Православия в 1943-1952 годах в Павлодарской области осложняется полным отсутствием церковных архивов указанного периода. Восполнить информационный дефицит по данной теме позволяют архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Павлодарской области (ГАПО), рассредоточенные по архивным фондам органов государственной власти и государственного управления.

Исходя из имеющейся источниковой базы, удалось проследить, в определенной степени, историю возрождения православной церковной жизни в Павлодарской области. Часть выявленных в ГАПО архивных источников опубликована в изданном в 1999 г. Управлением архивами Павлодарской области сборнике документов «Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990».1

Архивные документы свидетельствуют о том, что принятый 20 января (2 февраля) 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах явился правовой базой, определившей на всю последующую историю советского государства политику государственных органов по отношению к религии и Церкви.2

До недавних пор в Павлодарской области единственным православным храмом оставался Христо-Рождественский храм г. Павлодара.

История Христо-Рождественского православного прихода в городе Павлодаре начинается с осени 1943 г., когда священник Михаил Алексеевич Линев предпринимает конкретные шаги к организации православных верующих города в общину, регистрации ее и получает благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) быть настоятелем в городе Павлодаре в случае открытия прихода.

В октябре 1943 г. священник Михаил Линев был вызван в Москву Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским).3 Он подал на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прошение о назначении его священником в город Павлодар. На этом прошении Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) наложил резолюцию: «Если будет открыт молитвенный дом – назначается. Св. Антиминс и Св. Миро выдать. Патриарх Сергий».4

По возвращении в Павлодар священник Михаил Линев 10 апреля 1944 года пишет заявление в Павлодарский облисполком о регистрации его как священника при открытии в городе Павлодаре молитвенного дома.5

18 апреля 1944 г. священник Михаил Линев с группой верующих подает прошение в Павлодарский облисполком с просьбой открыть в городе Павлодаре церковь или молитвенный дом.6

В то время в Павлодаре и области не было ни одного действующего храма, между тем, как только в Павлодаре, по официальным данным, православных было около трех тысяч. Изучив вопрос о возможности открытия в городе церкви, Павлодарский облисполком нашел возможным выделить православной общине под молитвенный дом жилой дом по ул. К. Маркса, № 81. Как считали власти, предоставление этого дома, площадью 300 м2, под церковь вполне удовлетворит желания верующих без ущерба для жилфонда. 20 апреля 1944 г. облисполком обратился к Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК КазССР за разрешением открыть в городе Павлодаре молитвенный дом.7

На основании распоряжения СНК СССР № 20134 от 9 октября 1944 г.8 в городе Павлодаре была зарегистрирована православная община с предоставлением ей молитвенного дома по ул. К. Маркса, № 81, для удовлетворения религиозных нужд.9

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Карпов Г.Г. в своем инструктивном письме № 1 от 31 января 1944 г. указывает на ошибки и нарушения на местах законов и постановлений Правительства СССР. В этом циркуляре говорится, в частности, и о Павлодарском облисполкоме. Обратившийся в Павлодарский облисполком с ходатайством об открытии церкви священник Михаил Линев был ознакомлен с содержанием Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. № 1325 «О порядке открытия церквей». Данное постановление, как не опубликованное в печати для всеобщего сведения, являлось руководством для местных советских органов при рассмотрении ходатайств верующих об открытии церквей и не могло предоставляться духовенству или верующим для ознакомления. Священнику же М. Линеву было разрешено проведение общего собрания верующих с присутствием 500 человек, на котором он выступил с докладом «О новом законе об открытии церквей». В результате собранием была организована община и выбран церковный совет.

Разрешением организационного собрания верующих Павлодарский облисполком предрешил, таким образом, вопрос об открытии церкви в городе Павлодаре до решения этого вопроса в Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР и одобрения Правительством СССР, как это предусмотрено Постановлением СНК СССР № 1325. Разрешение на проведение организационных собраний верующих не должно было быть выдано до окончательного решения, одобренного Правительством СССР, об открытии церкви, так как религиозная община не могла быть организована при отсутствии культового помещения.

В своем заключении Павлодарский облисполком указывал на возможность, ввиду отсутствия свободного культового здания, предоставления вновь организованной религиозной общине одного из коммунальных зданий на условиях продажи, чем допустил вторую ошибку, так как религиозные организации не пользуются правом юридического лица и поэтому не могут приобретать собственных зданий.10

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, как и во времена нашествий врагов в прежние века, была вместе со своим народом и благословляла своих верных чад на защиту родной земли от захватчиков, духовно поддерживала защитников Отечества. Не только на фронте, но и в тылу духовенство и верующие делали все возможное для скорейшей победы. Православные активно жертвовали свои сбережения на нужды фронта. В 1944 году действующей армии была передана танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 года, и состоявшая из 40 танков.

На пожертвованные деньги была построена и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского. Известны случаи шефства отдельных приходов над госпиталями, детскими домами, помощи семьям военнослужащих.

Не остались в стороне от такой патриотической деятельности и православные г.Павлодара, еще не имевшие государственной регистрации. По информации Павлодарского облисполкома, за период с 3 января по 15 июля 1944 г. духовенством и верующими на постройку танков, самолетов и вообще в Фонд обороны страны было собрано наличными деньгами 41450 рублей, сдана золотая монета достоинством 10 рублей, сдано облигаций на сумму 4200 рублей, реализовано облигаций 3-го Государственного военного займа на сумму 10000 рублей.11 Клирики Христо-Рождественского храма г.Павлодара были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: 2-й священник Георгий Степанович Кузьменко – в 1945 году,12 настоятель храма священник Федор Георгиевич Иванов – в 1946 году.13

Летом 1945 г. группа верующих пишет письмо в Павлодарский облисполком об отстранении настоятеля Христо-Рождественского храма священника М. Линева от должности. Павлодарский облисполком направляет это заявление Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК КазССР Вохменину С.Р. 2 августа 1945 г. Вохменин С.Р. разъясняет заместителю председателя Павлодарского облисполкома Морщинину П.С., что вопросы назначения, снятия или перемещения служителей культов решаются только епархиальным епископом, ввиду этого необходимо предложить верующим обратиться по этому вопросу к епархиальному архиерею.14

12 августа 1945 г. на собрании прихожан Христо-Рождественского храма церковным старостой был избран Шатров Давид Романович, 1879 г.р.; помощником церковного старосты стал Ветров Михаил Григорьевич, 1874 г.р.; членами церковного совета избраны Гарусов Илья Никитич, 1891 г.р., и Бородин Иван Осипович, 1875 г.р.15

По ходатайству верующих города Павлодара Указом от 28 ноября 1945 г. № 24 архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский; †25.10.1955) назначает священника Павла Солнцева настоятелем Христо-Рождественского храма с временным возложением на него обязанностей Благочинного православных церквей Павлодарской области.16

В январе 1946 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК КазССР по Павлодарской области выдал священнику Самуилу Кирилловичу Столярчуку справку о регистрации его в качестве второго священника Христо-Рождественской церкви.17

Указом архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) от 13 июня 1946 г. № 222 настоятелем Христо-Рождествеского храма и Благочинным православных церквей Павлодарской области назначен протоиерей Михаил Иванович Зеленский.18 Священник Павел Солнцев был освобожден от настоятельской должности и перемещен на 2-е священническое место.19
18 ноября 1946 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) назначает священника Михаила Александровича Савостина 2-м священником к Христо-Рождественскому храму города Павлодара.20

До декабря 1946 г. старостой Христо-Рождественского храма был Ветров Михаил Григорьевич.

По состоянию на 1 декабря 1946 г. церковным старостой был уроженец Павлодара Кузьмин Иван Николаевич, казначеем – Рычков Алексей Андреевич, 1880 г.р.; членами ревизионной комиссии – Лоскутова Лидия Платоновна, 1896 г.р., Беляев Ф.С., 1894 г.р.; членами церковного совета – Манохина Екатерина Ивановна, 1888 г.р., Балин Степан Петрович, 1881 г.р., был осужден в 1937 году по ст. 58 сроком на 5 лет.21

Из документов видно, что на 20 декабря 1946 г. настоятелем храма вновь является священник Павел Солнцев.22

Указом архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) от 17 мая 1947 г. № 517 Чесноков Сергей Карпович назначен псаломщиком в Христо-Рождественский храм города Павлодара. Справку о регистрации он получил 31 октября 1947 года.23
Указом от 22 июля 1947 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) назначил диакона Петра Максимовича Роенко в штат Христо-Рождественского храма.24

Указом архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) от 29 июля 1947 г. настоятелем Христо-Рождественского храма назначен священник Федор Георгиевич Иванов.25 Священник Павел Солнцев уволен на покой.26

20 октября 1947 г. священник Федор Георгиевич Иванов получил от Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области справку о регистрации в качестве второго священника Христо-Рождественского храма.27

Члены церковного совета Христо-Рождественского молитвенного дома города Павлодара по состоянию на 1 октября 1947 г.: Дундуков Никифор Савельевич, 1886 г.р., церковный староста; Манохин Петр Михайлович, 1885 г.р., казначей; Лифанова Татьяна Леонтьевна, 1910 г.р., помощник старосты; Исакова Анфиса Михайловна, 1900 г.р.; Елишева Наталья Дмитриевна; Перунов Александр Прокопьевич, 1905 г.р.28

Архивные документы показывают, что в рассматриваемый период церковная жизнь Христо-Рождественского прихода строго регламентировалась уполномоченными государственными органами. Настоятели Христо-Рождественского храма должны были просить разрешения у органов советской власти на проведение крестных ходов, согласовывать время Богослужений в дни советских праздников, информировать соответствующие государственные органы по всем вопросам церковной жизни. Так, 13 января 1948 г. настоятель Христо-Рождественского храма священник Федор Георгиевич Иванов сообщает Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области и начальнику Павлодарской гормилиции, что 19 (6) января по уставу Православной Церкви положен чин освящения воды на источниках водных, поэтому 19 (6) января 1948 г. по окончании службы в 8 часов утра будет совершен крестный ход на реку Иртыш от молитвенного дома (К. Маркса, 81) по ул. К. Маркса до пристанского спуска к реке и по совершении чина освящения воды обратное возвращение крестного хода. Власти приняли это к сведению.29

Указом архиепископа Семипалатинского и Павлодарского Палладия (Шерстенникова; †23.04.1976) от 10 февраля 1948 г. № 41 2-м священником к Христо-Рождественскому храму был назначен заштатный священник Георгий Степанович Кузьменко.30

Указом архиепископа Семипалатинского и Павлодарского Палладия (Шерстенникова) от 10 февраля 1948 г. № 42 настоятель Христо-Рождественского храма священник Федор Георгиевич Иванов перемещен на священническое место к Воскресенскому кафедральному собору города Семипалатинска с освобождением от должности Благочинного церквей Павлодарского Округа, а настоятелем и Благочинным церквей Павлодарского Благочиннического Округа назначен 2-й священник Александр Павлович Игумнов.31

26 февраля 1948 г. Павлодарский облисполком выдал справку Георгию Кузьменко о регистрации его священником Христо-Рождественского храма.32

10 марта 1948 года настоятель Христо-Рождественского храма священник А. Игумнов доводит до сведения Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области, что поменял место жительства, переехав с квартиры по ул. Кирова, № 42 на квартиру по ул. Советов, № 81а.33 27 сентября 1948 г. священник А. Игумнов доводит до сведения Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области, что переехал на новую квартиру по ул. 25 Октября, № 80.34

2 апреля 1948 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КазССР Вохменин С.Р. рассылает секретный циркуляр, в котором говорится, что праздник Пасхи в 1948 году совпадает со вторым днем пролетарского праздника 1 Мая, поэтому 1 мая, в день демонстрации трудящихся, верующие будут приходить к церквам для освящения куличей. Учитывая это обстоятельство, Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР предлагает принять соответствующие меры к тому, чтобы не чинились препятствия к проведению церковных служб и доступу верующих к храмам для совершения религиозных обрядов.35

19 апреля 1948 г. настоятель Христо-Рождественского храма священник Александр Павлович Игумнов сообщает начальнику Павлодарской гормилиции и Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области, что Великая Суббота в 1948 году совпадает с праздником 1 Мая, поэтому Богослужения в Христо-Рождествеском храме будут совершаться в следующие часы: 1) утреня в 3 часа утра и по окончании утрени на рассвете обряд погребения Христа с хождением вокруг храма и вслед за этим начало обедни с тем расчетом, чтобы вся служба была закончена к 9 часам утра, до начала манифестации; 2) в день Святой Пасхи, 2 мая, служба начнется в храме по уставу Церкви в 12 ч. ночи с 1 на 2 мая. Настоятель просит обеспечить общественный порядок в Пасхальную ночь, выставив наряд милиции около молитвенного дома.36

23 мая 1948 г. под председательством настоятеля храма священника Александра Игумнова состоялось собрание прихожан, на котором вместо выбывших церковного старосты Дундукова Николая Савельевича и казначея Манохина Петра Михайловича были избраны церковным старостой Болотов Степан Кузьмич и казначеем Ветров Михаил Григорьевич. Письмом от 26 мая 1948 г. № 70 настоятель Христо-Рождественского храма священник А. Игумнов сообщает Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области о вступлении в должность Болотова С.К. и Ветрова М.Г. и просит утвердить выписку из протокола собрания.37

30 мая 1948 г. казначей Христо-Рождественского храма Ветров М.Г. пишет заявление настоятелю храма священнику А. Игумнову об отказе от должности. Распоряжением от 31 мая 1948 г. № 72 настоятель Христо-Рождественского храма священник А. Игумнов поручает 2-му священнику Христо-Рождественского храма Георгию Кузьменко принять дела и вступить в должность казначея. Письмом от 9 июня 1948 г. № 76 священник А. Игумнов сообщает Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области о вступлении в должность нового церковного казначея и просит утвердить священника Г. Кузьменко в новой должности.38

Священник Христо-Рождественского храма Георгий Кузьменко с 10 августа 1948 г. перемещен к Покровскому храму г. Усть-Каменогорска, а настоятель Иртышского молитвенного дома протоиерей Иаков Семенович Четыркин перемещается на 2-е священническое место к Христо-Рождественскому храму города Павлодара.39

Письмом от 28 октября 1948 г. № 127 настоятель Христо-Рождественского храма священник А. Игумнов сообщает Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области порядок Богослужений в праздничные дни: поскольку праздник 7 Ноября в 1948 г. выпал на воскресенье, то вечернее Богослужение 6 ноября в церкви Павлодара начнется в 6 часов вечера и закончится в 9 часов вечера, Литургия 7 ноября начнется в 6 часов утра и окончится к 9 часам, до начала манифестации и парада.40

29 октября 1948 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КазССР Вохменин С.Р., согласно указаниям Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, распорядился произвести перерегистрацию всех исполнительных органов церкви (кроме духовенства) и выдал справку о регистрации ревизионной комиссии Христо-Рождественского прихода города Павлодара в составе Перунова Александра Прокопьевича и Лукомской Ольги Ивановны и справку о регистрации церковного совета в составе Болотова Степана Кузьмича и Лифановой Татьяны Леонтьевны.41

15 февраля 1949 г. под председательством настоятеля храма священника Александра Игумнова состоялось собрание прихожан, на котором, в частности, единодушно постановили просить епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича; †13.03.1958) не обращать внимания на доносы и кляузы на священника А. Игумнова и выразили священнику А. Игумнову благодарность за его деятельность и нравоучения и за его хорошее отношение к приходу и храму.42

Указом епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича) от 25 мая 1949 г. № 19 священник Павлодарского молитвенного дома протоиерей Иаков Четыркин и настоятель Иртышского молитвенного дома священник Николай Казанцев перемещаются один на место другого согласно их прошениям.43

16 июня 1949 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. выдал справку Николаю Казанцеву о регистрации его священником Христо-Рождественского храма.44

В сентябре 1949 г. настоятель храма священник А. Игумнов доводит до сведения Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области, что переехал на новую квартиру по ул. 29 Ноября, № 67а.45

Указом от 24 октября 1949 г. № 30 епископ Семипалатинский и Павлодарский Варсонофий (Гриневич) освобождает священника А. Игумнова от обязанностей Благочинного и настоятеля Павлодарского молитвенного дома с временным оставлением 2-м священником и правом перехода в другую епархию, а на 2-го священника Павлодарского молитвенного дома Н. Казанцева возлагает временное исполнение обязанностей настоятеля и Благочинного.46

Указом № 32 епископ Семипалатинский и Павлодарский Варсонофий (Гриневич) исключает 2-го священника Павлодарского молитвенного дома А. Игумнова из списка духовенства Семипалатинской епархии в связи с переходом в Иркутскую епархию, о чем епископ Варсонофий (Гриневич) сообщил письмом от 31 октября 1949 г. № 343 Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И.47

Из письма епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича) следует, что его Указам от 4 ноября 1949 г. № 356 священник незарегистрированного прихода села Глубокое Восточно-Казахстанской области Климент Самсонович Кондратюк назначен 2-м священником Павлодарского молитвенного дома. 3 декабря 1949 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. выдал справку Клименту Кондратюку о регистрации его священником Христо-Рождественского храма.48

Согласно телеграфному распоряжению епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича), в Христо-Рождественском храме города Павлодара 19 декабря 1949 г., за два дня до 70-летия И.В. Сталина, по окончании Литургии временно исполнявший обязанности настоятеля священник Н. Казанцев произнес религиозно-патриотическое слово и отслужил торжественный молебен с многолетием юбиляру, а также поздравил Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. Молебен был отслужен и 21 декабря, в самый день юбилея.49

В соответствии с указаниями Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КазССР Вохменина С.Р. от 29 ноября 1949 г. № 89 религиозные общины обязаны были перезаключать договоры на пользование церковными зданиями и культовым имуществом, поэтому Христо-Рождественская православная община пополнила двадцатку новыми членами и переоформила с Павлодарским горисполкомом договор на пользование занимаемым зданием.

3 января 1950 г. временно исполнявший обязанности настоятеля священник Н. Казанцев докладывает Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. о том, что из состава церковного совета 31 декабря 1949 г. выбыл староста храма Болотов Степан Кузьмич, его место временно занял бывший помощник старосты Лукомская Ольга Ивановна, ее помощником стал Гарусов Илья Никитич.

5 января 1950 г. был утвержден список членов учредителей двадцатки и кандидатов в члены учредителей Христо-Рождественской церкви города Павлодара.

5 января 1950 г. председателем Павлодарского горисполкома Хабибулиной Сарой Закировной и настоятелем Христо-Рождественской церкви священником Казанцевым Николаем Федоровичем был подписан переоформленный договор о передаче Павлодарской Православной церкви в бесплатное и бессрочное пользование молитвенного дома по ул. К. Маркса, № 81.

В тот же день был подписан «Переоформленный акт о передаче молитвенного дома»:

«Мы, нижеподписавшиеся комиссия Павлодарского Горкомхоза: начальник тов. Соколов Иван Платонович, Жева Иван Афанасьевич, Куликов, с одной стороны, комиссия Павлодарской Христо-Рождественской Православной Церкви: настоятель священник Казанцев Николай Федорович, церковный староста Лукомская Ольга Ивановна, казначей Селиверстова Наталья Степановна, с другой стороны, составили настоящий акт на основании распоряжения Павлодарского городского исполнительного комитета от 12/II-1945 года за № 2 и распоряжения Уполномоченного Совета по делам Р.П.Ц. при Совете Министров Каз.ССР от 29/XI-1949 года за № 89 передать молитвенный дом, находящийся на улице Карла Маркса, № 81.

Вышеуказанный дом, списанный с баланса домоуправления № 1 на баланс Павлодарской Православной церкви 13/II-1945 года, в настоящее время расширен, отремонтирован и обнесен оградою и доведен до стоимости 58200 рублей. А посему считаем необходимым этот молитвенный дом закрепить с надворными постройками и усадебной площадью за Павлодарской Православной церковью на основании плана инвентарьбюро Павлодарского горкомхоза, что и подтверждаем своими подписями и приложением печатей».

В переоформленном акте не была указана церковная сторожка, которую Горжилуправление отобрало у храма и заняло под квартиру, о чем священник Н. Казанцев подал жалобу Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КазССР Вохменину С.Р.

Рапортом от 2 февраля 1950 г. № 12 временно исполнявший обязанности настоятеля священник Н. Казанцев просит Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. выдать справку о регистрации Павлодарской Христо-Рождественской церкви.50

7 марта 1950 г. Ужинская Антонина Александровна стала временно исполнять должность церковного старосты, а 19 марта 1950 г. утверждена в этой должности вместо Лукомской О.И.51

1 апреля 1950 г. временно исполнявший обязанности настоятеля священник Н. Казанцев просит Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. дать разрешение совершить крестные ходы в 5-6 часов утра в Великую Субботу 8 апреля и на Пасху 9 апреля в 2-3 часа утра вне ограды молитвенного дома. 3 апреля на прошении была наложена резолюция: «Тов. Волнов. Сообщите, что все обряды и прочее должны делать только во дворе и молитвенном доме 3/IV А. Щербинко».52

Епископ Семипалатинский и Павлодарский Варсонофий (Гриневич) письмом от 22 мая 1950 г. № 171 сообщил, что своим Указом № 8 настоятеля Иртышского Александро-Невского молитвенного дома протоиерея Иакова Четыркина переместил на должность настоятеля в г.Павлодар и Павлодарского Благочинного, а священника Н. Казанцева – настоятелем в Иртышск. Указом епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича) от 2 апреля 1950 г. № 4-86 диакон Павлодарского молитвенного дома П. Роенко был перемещен на должность псаломщика в Иртышск, но тот отказался от этой должности и был почислен за штат. Из письма епископа Семипалатинского и Павлодарского Варсонофия (Гриневича) от 10 июня 1950 г. следует, что он своим Указом № 10 от 10 июня 1950 г. освободил священника Н. Казанцева от должности настоятеля Иртышского молитвенного дома и по просьбе верующих назначил его на должность 2-го священника Христо-Рождественского молитвенного дома, а 2-го священника Христо-Рождественского молитвенного дома Климента Кондратюка назначил настоятелем Иртышского молитвенного дома. Однако, ввиду болезни и преклонного возраста священника К. Кондратюка епископ Семипалатинский и Павлодарский Варсонофий (Гриневич) Указом № 11 освободил его от обязанностей настоятеля Иртышского молитвенного дома и оставил на должности 3-го священника Павлодарского Христо-Рождественского молитвенного дома, о чем и сообщается в письме епископа Варсонофия (Гриневича) от 17 июня 1950 г. № 201.53

26 октября 1950 г. на собрании приходского совета под председательством настоятеля храма протоиерея Иакова Четыркина церковный староста Ужинская А.А. по ее просьбе была освобождена от занимаемой должности, на ее место была избрана Кузнецова Афанасия Герасимовна.

16 ноября 1951 г. настоятель храма протоиерей Иаков Четыркин направил Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. протокол этого собрания.54

21 апреля 1951 г. настоятель Павлодарского храма протоиерей Иаков Четыркин направил Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Павлодарской области Щербинко А.И. письмо № 40 с просьбой разрешить в Великую Субботу 28 апреля крестный ход с Плащаницей вокруг молитвенного дома вне церковной ограды и также 29 апреля, на Пасху, в 12 часов ночи, так как с южной стороны расстояние между молитвенным домом весьма узко, и в прочие дни Пасхальной недели с Артосом после обедни, которая будет заканчиваться к 9 часам утра.55

Указом архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) от 26 января 1952 г. № 61 протоиерей Николай Казанцев переведен в город Усть-Каменогорск.56

7 октября 1952 г. настоятель Христо-Рождественского храма протоиерей Иаков Четыркин обратился в Павлодарский облисполком с просьбой разрешить провести в храме 19 октября 1952 года в 12 часов общее собрание прихожан для избрания церковного старосты и казначея вместо отказавшихся от своих должностей старосты Кузнецовой и казначея Селиверстовой.57

С 1953 года начинается новое наступление государства на Церковь, продлившееся до 1958 года. 7 июля 1954 г. принимается Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». В подготовке этого документа активно участвовали Шепилов Д.Т., Шелепин А.Н., Суслов М.А. В этом документе фактически пересматривалась и осуждалась как «примиренческая» прежняя политика в «церковном вопросе». Предлагалось, по сути, вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать «наступление на религиозные пережитки». Содержались призывы к активной борьбе с ними, к разоблачению «реакционной сущности и вреда религии».58

-------------------------------------------------------------------------------

1 Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990. Сборник документов / Сост.: игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 1999.

2 История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1. 1917 – 1970 / Авторский коллектив: ред. М.Б. Данилушкин, Т.К. Никольская, М.В. Шкаровский, доктор ист. наук, священник Владимир Дмитриев, Б.П. Кутузов. СПб., «Воскресение», 1997. С. 822-823.

3 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 289. Л. 44 и об.

4 Там же. Л. 45.

5 Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990. Сборник документов / Сост.: игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 1999. С.152.

6 Там же. С. 153.

7 Там же. С. 154.

8 ГАПО. Ф.646. Оп.1. Д.289. Л.55.

9 Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990. Сборник документов / Сост.: игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 1999. С. 157.

10 ГАПО. Ф. 646. Оп. 5. Д. 5. Л. 89-91.

11 Павлодарцы в годы Великой Отечественной. 1941 – 1945. Сборник документов / Сост.: Болтина В.Д., Маркунене Н.В., Покидаева Т.Е., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 2005. С. 234-235.

12 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 43 об.

13 Там же. Л.25 об.

14 ГАПО. Ф. 646. Оп. 5. Д. 5. Л. 109-110.

15 Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990. Сборник документов / Сост.: игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 1999. С. 161-162.

16 Там же. С. 168.

17 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 289. Л. 24.

18 Там же. Л. 22.

19 Там же. Л. 19.

20 Там же. Л. 15.

21 Там же. Л. 9-14.

22 Там же. Л. 5.

23 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 2, 5 об.

24 Там же. Л. 30.

25 Там же. Л. 19.

26 Там же. Л. 27.

27 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 289. Л. 34.

28 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 31 и об.

29 Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919 – 1990. Сборник документов / Сост.: игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В. Павлодар, НПФ «ЭКО», 1999. С. 176.

30 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 45.

31 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 289. Л. 32.

32 ГАПО. Ф. 646. Оп. 5. Д. 13. Л. 267.

33 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 68.

34 ГАПО. Ф. 646. Оп. 5. Д. 13. Л. 257.

35 ГАПО. Ф. 646. Оп. 1. Д. 554. Л. 59.

36 Там же. Л. 57 и об.

37 ГАПО. Ф. 646. Оп. 5. Д. 13. Л. 244, 245.

38 Там же. Л. 254-256.

39 Там же. Л. 266.

40 Там же. Л. 253.

41 Там же. Л. 248, 249.

42 Там же. Л. 241.

43 Там же. Л. 226.

44 Там же. Л. 158.

45 Там же. Л. 224.

46 Там же. Л. 223.

47 Там же. Л. 218.

48 Там же. Л. 155, 217.

49 Там же. Л. 198, 207-209.

50 Там же. Л. 176, 183-185, 188, 189, 191, 192 и об., 193 и об., 194,

195-196, 196а, 200, 201.

51 Там же. Л. 182, 186, 187.

52 Там же. Л. 180.

53 Там же. Л. 166, 169, 171, 173, 174.

54 Там же. Л. 160, 161 и об., 162, 163 и об.

55 Там же. Л. 159.

56 Там же. Л. 154.

57 Там же. Л. 156 и об.

58 История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1. 1917 – 1970 / Авторский коллектив: ред. М.Б. Данилушкин, Т.К. Никольская, М.В. Шкаровский, доктор ист. наук, священник Владимир Дмитриев, Б.П. Кутузов. СПб., «Воскресение», 1997. С .435-436.

Опубликовано в: Вестник ПГУ. Серия гуманитарная. Павлодар, ПГУ им. С. Торайгырова. 2005. № 2. С. 27-43.