Последние события

В Неделю Всех святых архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Павлодара
В день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы в Благовещенском кафедральном соборе отметили тезоименитство архиепископа Павлодарского и Экибастузского Варнавы
В день Святой Троицы Управляющий епархии совершил Божественную литургию и вечерню в Свято-Троицком храме села Железинка
В канун праздника Святой Троицы архиепископ Варнава совершил всенощное бдение в главном храме епархии
Состоялось очередное собрание Клуба руководителей религиозных объединений Павлодарской области
В седьмое воскресенье после Пасхи Православной Церковью прославляются святые отцы Первого Вселенского Собора
В великий праздник Вознесения Господня архиепископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил богослужения в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара

Игумен Иосиф (Еременко). К вопросу о переселении крестьян из Украины в Павлодарский уезд и увеличении числа православных приходов в уезде в начале ХХ века

28.01.2011

С открытием в 1895 году православной Омской епархии в ее состав была отчислена и вся Семипалатинская область и входивший в нее Павлодарский уезд.

К этому времени на территории уезда имелось сравнительно малое количество православных приходов и церквей. Из справочника священника К.Ф. Скальского «Омская епархия» следует, что в Павлодаре действовала Флоро-Лаврская деревянная церковь, построенная в 1841 году тщанием семипалатинского купца Петра Иоанновича Токарева с помощью прихожан. К церкви святых Флора и Лавра были приписаны городские беспричтовые церкви Троицкая и Кладбищенская, обе каменные, новые, красивые. В 21,5 верстах от Павлодара находился поселок Подстепной, часовен и молитвенных домов в приходе не было. В станице Песчанской имелась однопрестольная каменная церковь во имя святого пророка Божия Илии, построенная в 1824 году стараниями генерала от инфантерии Петра Михайловича Капцевича и трудами казаков 6-го линейного полка Сибирского казачьего войска. К причту Песчанской церкви были приписаны церковь во имя святого апостола и евангелиста Матфея поселка Чернорецкого и молитвенные дома поселков Пресного, Качиры и Осьмерыжского.

Украшением поселка Ямышевского являлась каменная церковь, построенная в 1777 году от казны, прочная и вместительная. Церковь была трехпрестольной: главный придел – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, южный – во имя святителя и чудотворца Николая и северный – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Особо чтимой была икона Божией Матери «Знамение» – копия с Абалацкой чудотворной иконы. Приписные часовни находились в поселках Чернавском и Лебяжинском; богослужения в которых совершались в некоторые праздники и в Великий пост.

В станице Баян-Аульской имелась однопрестольная церковь во имя святого первомученика архидиакона Стефана, построенная из красного кирпича, прочная и вместительная; начата была постройкой в 1857 году иждивением потомственных почетных граждан Александра и Николая Степановичей Поповых и освящена 2 июля 1886 г.

В поселке Железинском была трехпрестольная церковь: главный придел был освящен во имя Святой Троицы, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери и левый – во имя святителя и чудотворца Николая. Церковь каменная, вместительная, построена в 1786 году усердием казаков и добровольных жертвователей. В состав Железинского прихода входили поселки Пяторыжский, Башмачинский и Бобровский. В последнем имелась приписная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, зданием деревянная; в первых двух поселках – молитвенные дома, где по праздникам и воскресным дням отправлялись часы казаками, нанятыми для этой цели. В дни Великого поста и в храмовые праздники богослужение совершали приезжие священники.

Все эти приходы и церкви входили в Павлодарское благочиние, возглавляемое благочинным священником Александром Михайловичем Павловым.

К этому времени к Павлодарскому благочинию относились приход церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Каркаралинска Каркаралинского уезда Семипалатинской области с приписными к ней церковью во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Иоанно-Предтеченской, находившейся в степи, на Ботовской Куяндинской ярмарке; а также церковь во имя Всемилостивого Спаса станицы Семиярской Семипалатинской области с приписными к ней церковью во имя святителя и чудотворца Николая в поселке Кривинском, молитвенным домом в поселке Подпускном и поселками Грачевским, Известковым и Черемуховским.

Следует отметить, что особенностью вновь созданной Омской епархии являлось то, что границы епархии не вполне совпадали с тогдашними государственно-административными рубежами. Эта особенность проявилась и в Павлодарском благочинии.

С начавшимся на рубеже ХIХ – ХХ веков интенсивным переселением обезземеленных реформой 1861 года, гонимых нуждой и голодом крестьян в Сибирь и Казахстан из России и Украины, основывались многочисленные новые поселки.

В начале ХХ века переселение крестьян в Павлодарский уезд приняло небывалые размеры. Этому способствовали благоприятные для сельского хозяйства природные условия уезда и близость его территории к построенной в конце ХIХ века Сибирской железнодорожной магистрали и реке Иртыш. Начиная с 1905 года в Павлодарском уезде образовалась масса переселенческих поселков. За один 1908 год здесь обосновалось около 8000 переселенцев. Места на жительство они выбирали, главным образом, в равнинной правобережной части и на севере левобережья Иртыша.

Далеко не все переселенцы оседали в новых краях. Неудачный выбор мест для поселения и земель для пашен, незнание особенностей местного климата и почв приводили к неурожаям и разорению. Все это и являлось главной причиной возвращения многих переселенцев назад. Тем не менее, в 1910 году, несмотря на большой отток переселенцев обратно, на территории современной Павлодарской области числилось около 48 тыс. крестьян-переселенцев, а в 1917 году – свыше 101 тыс., или 27 % всего населения.

Главную массу переселенцев составляли русские и украинцы, выходцы с черноземного юга Российской империи: из Полтавской, Самарской, Екатеринославской, Харьковской, Киевской, Черниговской, Таврической, Херсонской, Воронежской и других губерний.

С переселением крестьян из центра России и Украины началось земледельческое освоение плодородных степей Павлодарского уезда, главным образом – возделывание зерновых культур. Земельные просторы позволяли вести залежную и залежно-паровую системы земледелия. Сеяли в основном яровую пшеницу, подсолнечник, бахчевые.

Сорвавшись с насиженных мест, массы людей двигались в далекие неведомые края в поисках лучшей доли, ради надела земли, которой так не хватало на родине, до места назначения добирались месяцами.

Прибывавшее в епархию население было в основном православным. Измученные тяготами и невзгодами переселенцы искали и находили отдохновение и утешение в церквах Божиих. В шестнадцатом номере газеты «Степной край» за 1897 год сообщалось о лишениях переселенцев того времени: «Движение переселенцев буквально всю зиму не прерывалось. Шли одиночками ходоки осмотреть и выбрать участок, шли и семьи на ранее облюбованные ходоками места, тянулись также в привольные степи Сибири и без всяких указаний и каких-либо сведений, основываясь только на одних слухах, и посылали уже с дороги ходоков в глубь Сибири, отыскивать участок. Последнее вполне естественно: подолгу засиживались на пунктах в ожидании возвращения ходоков, и, если ходоки приносили отрицательные сведения, то они двигались дальше до следующего пункта, где вновь расспрашивают и делают рекогносцировку, что продолжается до тех пор, пока не осядут эти странники на землю, или же, истомленные скитаниями, не вернутся на неприветливую родину. Ранее семьи таких переселенцев, оставшиеся в ожидании возвращения ходоков, в большинстве случаев, без средств по отсутствию или невозможности воспользоваться заработком, находили на пункте бесплатно, кроме крова, хлеб и горячую пищу; теперь же они лишены и этой скудной пищи; теперь для этих скитальцев, загнанных в далекие чужие края безысходной томящей нуждой, одно средство – идти с малолетними истощенными, недоедающими детьми и просить Христовым именем милостыню… И что остается им только надеяться, что оправдаются слова поэта: «не откажут тебе в подаянии, не умрешь ты без крова зимой…»

Примечательно, что, обосновываясь на далеких от родной Украины землях, крестьяне-переселенцы старались сохранить связь с родными краями, закрепляя ее незримыми нитями в названиях основанных ими новых населенных пунктов.

Переселенцы-украинцы переносили наименования родных селений на вновь заселяемые. Так, выходцы из села Вознесенка Екатеринославской губернии в Павлодарском уезде Семипалатинской области основали село, ставшее одним из передовых сел в Степном крае, и назвали его так же – Вознесенка. Так же были названы села Ольховка (основано в 1904 году), Грабово, Никитовка, Орловка (1908 г.), Любимовка (1909 г.), Лебединка (1913 г.), Малиновка, Милорадовка, Назаровка (1914 г.), Красновка (1916 г.).

Наименование сел Белоцерковка, Луганск, Харьковка (основаны в 1909 г.), Новокиевка (1910 г.), Екатеринославка (1913 г.), Херсонка (1914 г.), свидетельствуют о названиях губерний и городов, откуда прибыли переселенцы.

По фамилии первопоселенца Герасима Голуба названо основанное в 1909 году село Голубовка. Образованное в этом же году селение Мулявское назвали по фамилии основателей – братьев Мулявко. Емельяновкой назвали переселенцы из Харьковской и Ставропольской губерний село, появившееся в 1912/1915 гг., в честь первопоселенца Емельянова. Фамилия первопоселенца И. Церковного послужила основанием наименования села Церковное (1913/1914 гг.). Название возникшего в 1920 году селения Шарбакты подверглось адаптации украинского языка и получилось Щербакты, тем более что у украинцев-переселенцев распространена была фамилия Щербак.

Переселенцы-крестьяне из Екатеринославской, Таврической и Харьковской губерний в 1906 году основали село и назвали его именем первого ходока-крестьянина Ефрема Леоновича Мельниченко Ефремовкой. Образованное в этом же году село Михайловка было названо по имени первопоселенца Михаила Голуба.

В 1907 году было основано село Дмитриевка. Первым его жителем стал Дмитрий Могила, поэтому по его имени село и назвали.

По утверждениям старожилов, среди первых семей переселенцев из Украины, основавших в 1909 году село Павловка, – Новик, Борзенко, Кломоец, Шумак, Волобой – были три Павла, возможно, отсюда такое название села.

По имени одного из переселенцев Артема Сахно назвали образованное в 1912 году село Артемовкой.

По рассказам старожилов, прибывшие в 1909 году переселенцы-украинцы поселились на участке, который назвали Максимовкой, но этот участок оказался безводным. Тогда крестьяне попросили землеустроителя нарезать им другой участок – в урочище Казоты между поселками Богодуховка и Богословка. Это новое селение, по предложению землеустроителя, назвали Сретенкой – в честь православного праздника. По православному празднику переселенцами из Украины названо было основанное ими в 1907 году село Покровка. Наименование села, очевидно, крестьяне перенесли из родных мест.

Заложенное в 1909 году село Ковалевское основатели-крестьяне назвали по фамилии первопоселенца Ковалева, которая образована от названия профессии: «коваль» по-украински значит кузнец.

Основанное переселенцами в 1914 году в Федоровской волости село Львовское названо в честь освобождения в ходе Первой мировой войны 21 августа 1914 года русскими войсками от австро-венгерских войск города Львова. В дальнейшем село стало называться Львовкой. Первыми жителями села были переселенцы из Полтавской и Днепропетровской губерний Жадан Н.И., Бовт Иван, семьи Загний, Назаренко, Яненко.

Образованное в Песчанской волости в 1918 году переселенцами селение назвали Славянским в честь славянских народов-братьев.

Крестьяне-переселенцы старались селиться поближе к колодцам, водоемам. Так, у речки Карасу Куртыбас в урочище Кусак в 1909 году возникло селение Лозовое. Своим названием оно обязано имевшимся в урочище зарослям лозы (мелкой ивы). Сначала появился Лозовский хутор, первыми поселенцами которого были Перерва П. и Максимец Леонтий с семьями. Со временем здесь стали селиться и другие переселенцы, выходцы из Полтавской и Черниговской губерний.

Привлекательным местом для переселенцев оказалось и озеро Осолодочное, в котором водилось много рыбы, дичи. «Здесь нам казалось дико, людей нет, кроме озера, вокруг ничего не было», – такими были впечатления первопоселенцев. В 1910-1911 гг. постепенно Лозовое заселялось. Жилища строили из подручного материала: дерна, самана, глины, но зато они были теплыми и не требовали особого топлива. На строительство, приобретение скота и сельхозинвентаря получали от государства ссуду. Но жить все равно было трудно. Особенно трудно было привыкнуть первопоселенцам к суровому климату: бураны до 10 дней подряд, морозы до 40° и ниже.

Переселенцы накапливали материальный достаток очень медленно. Это положение усугубилось с началом Первой мировой войны. Мужчины призывного возраста были отправлены на фронт, а все тяготы переселенческой жизни тяжелым бременем легли на плечи женщин и детей.

Новоселы в незнакомых для них краях и сложных условиях получали помощь местных жителей. Так, большую науку в устройстве жилищ и быта преподали крестьянам-украинцам села Ковалевского Акпан Бокучев и другие местных жители-казахи, научив строить теплые, надежные пластовые жилища, многие из которых, простояв не один десяток лет, не дали выстудить из душ переселенцев веру в новую лучшую жизнь, накрепко привязали их к суровому климату края.

С большой благодарностью вспоминали впоследствии жители Ковалевки этого гостеприимного мудрого человека, достаточно образованного по тем временам, дважды совершившего паломничество в Мекку, хорошо знавшего русский язык, обучившего русскому языку и всех своих детей.

В 1909 году в урочище Уялы на бывшей заимке Ожерельева переселенцами было основано селение, названное Ожерельевкой. Позднее по настоянию жителей село было переименовано в Успенское в честь православного праздника Успения Пресвятой Богородицы.

История заселения Успенки нашла отражение в воспоминаниях уроженки села Кожемякиной Ольги Павловны, 1925 года рождения: «В 1909 году мой прадед Ахонько Федор с двумя сыновьями и их семьями – 18 душ – приехали сюда как переселенцы во время Столыпинской реформы из Черниговской губернии, Стародубского уезда, с. Лысчицы. Состав семьи моего деда Ахонько Кондрата Федоровича: жена, сын Иван, и его жена Анна Карповна, сыновья Василий, Павел, Яков, Федор, Григорий и дочери Анна и Харитина; у деда Семена и его жены Агафьи – дочери Домна, Евфросиния, Елена, Екатерина, София (сыновья Иван и Василий родились уже в Успенке).

Сразу построили большую землянку, копали в земле и сверху резали пласт – верхний слой земли и достраивали верх. Лес возили из бора «Чалдай». Так зимовали все вместе. С весны 1910 года все вместе стали делать саман, благо – небольшое озеро было рядом, и строить дома. Сразу построили большой дом, где остался жить мой дед Кондрат со своей большой семьей. А прадед Федор с младшим сыном Семеном построили дом напротив и перешли жить туда. Прадед перешел к Семену, так как землю выделяли на мужчин, а у Семена – только дочери. Завели хозяйство: лошадей, коров, а со временем – свиней и птицу – и так начали обживаться на новом месте. Выделенную землю обрабатывали двумя семьями, пахали, сеяли и выращивали зерновые культуры, садили бахчи. Были выделены земли под сенокос.

В эти же годы из тех же мест приехали семьи: Борздые, Камшуки, Шпигарь, Кожемякины, Работаевы, и все они селились на этой улице, которая называлась Первой, и делилась она еще на две части: Долина и выше к югу – Вишнивка.

В 1912 году приехала семья моего деда по маме: Белявский Дмитрий Иванович и его жена Прасковья, сыновья Денис, Иван, Федор и Василий, дочери Анастасия, Ульяна и Мария. Они уроженцы Полтавской губернии, Кременчугского уезда, села Власовка.

И те, и эти на Украине своей земли не имели ни пяди, все нанимались на работу у панов, так что бедность была безысходная. Построили дом и Белявские.

Весь сельхозинвентарь и домашний скарб они смогли привезти железнодорожным транспортом, кое-что сохранилось и до сих пор: фухтель – веять зерно, прялка, деревянное корыто.

Каждый год приезжали переселенцы из разных областей Украины. Село строилось, люди обживались, но война 1914 года помешала…

Потом началась другая война – Октябрьская революция, потом денежная реформа и все страдания людские. В селе построили церковь, стала работать начальная школа, и все бы ладом, начали люди жить, обзаводиться семьями, село стало расти, и уже было три улицы. Но в 30-е годы началась коллективизация, глупое раскулачивание, высылка людей, а тут и голод, село практически опустело наполовину, люди, спасаясь, ехали кто куда…

Еже до коллективизации развалили церковь и там сделали школу. Вот там я и начала учиться в первом классе. Я очень рада, что в Государственном архиве Павлодарской области сохранилась автобиография моего отца, где он пишет: «Я, Ахоньков Павел Кондратьевич, сын бедняка-крестьянина. Родился в 1896 году в поселке Лышецкий (так в документе – иг. И.) той же волости, в Стародубском уезде Черниговской губернии. Отец мой работал по найму у помещиков и кулаков до 1909 г., и я находился при отце. В 1909 году отец мой ввиду малоземелья и тяжелых условий для воспитания семейства выехал в Сибирь, в Павлодарский уезд, Белоцерковскую волость, село Успенка, где остановились на местожительство и обзавелись крестьянским хозяйством. Я работал вместе с отцом. В 1913-1914 годах я работал батраком, два года у кулаков. В 1915 году был демобилизован в царскую армию, где и служил рядовым стрелком в 15-м Сибирском стрелковом полку, где был ранен два раза. И прослужил в этой армии до 1918 года. В 1918 г. был отпущен домой и работал дома вместе с отцом по 1919 год. В 1919 году, в ноябре месяце, был мобилизован в Армию Красными Войсками, где и прослужил до апреля 1920 года в Карасукском 12-м партизанском стрелковом полку. В апреле 1920 года был отпущен по чистой домой, где и работал в своем хозяйстве вместе с отцом до 1922 г. В 1922 г. я отделился от отца и стал обзаводиться своим хозяйством. И проработал до 1929 года. Хозяйство было мое в этот период: 1-2 лошади, 1 корова, 1 бричка, ½ лобогрейки, 1 плуг однолемешный. В 1929 году я был осужден за хулиганство на 6 месяцев принудработ, я кассировал, впоследствии обвинение было отменено. И работал в своем хозяйстве до 1930 года. В 1930 году вступил в колхоз «Путь коммунизма», хозяйство свое сдал в колхоз. И работал рядовым колхозником этого колхоза до 1934 года. В 1934 году по решению районных организаций наш колхоз разделился на два колхоза, где я остался в колхозе им. Сталина и работаю по сей день рядовым колхозником, числюсь все время ударником, за что и был премирован правлением колхоза два раза. К сему Ахоньков П. 22/VIII – 36 года».

Переселенческая политика царского правительства России начала ХХ века способствовала появлению новых православных приходов и церквей как в целом по Омской епархии, так и в Павлодарском уезде. В «Справочной книге Омской епархии», составленной священником села Новоселье Тюкалинского уезда Тобольской губернии Иоанном Голошубиным по поручению 7-го Епархиального съезда духовенства и изданной в г. Омске в 1914 году, сообщается, что «…благодаря громадному наплыву переселенцев, число церквей и приходов в епархии увеличилось более чем вдвое против того количества, при котором возникла Омская епархия», то есть против 1895 года. «Переселенцы, прибывши в Сибирь и мало-мальски устроившись своим небольшим хозяйством, тотчас же поднимают вопрос о построении у них приходского храма. Здесь они на первых же порах начинают считаться с расстоянием от церкви, будь она даже от них 5-6 верст; это объясняется тем, что переселенцы, в бытность свою в России, жили вблизи церквей, и поэтому дальнее расстояние от церкви для них крайне нежелательно». В источнике подчеркивается, что «…переселение из России имеет не только политическое и экономическое значение в истории Сибири, но оно еще важно в том отношении, что помогало скорее основаться и сформироваться весьма многим новым приходам в юной нашей епархии…»

Из «Сведений о составе поселков приходов 1-го Павлодарского благочиннического округа Омской епархии, с обозначением числа дворов в поселках, расстояния их от приходского храма, об имеющихся в них молитвенных домах или церквах, приписных, притчтовых домах, с обозначением, на какие средства построены» на 16 августа 1913 г. следует, что в названном благочинническом округе, возглавляемым протоиереем Александром Павловым, имелись следующие переселенческие приходы: Ефремовский, Вознесенский, Орловский, Александровский, Гавриловский, Ермаковский, 1-й разъездной причт и 2-й разъездной причт.

Ефремовский приход образовался самостоятельно из вновь заселенных переселенческих поселков. В состав приходов входили поселки Ефремовский, Богдановский, Петровский, Даниловский, Максимовский, Столыпинский, Котовы Хутора, заселенные переселенцами преимущественно из Полтавской, Таврической, Херсонской и Киевской губерний. В поселке Ефремовском на средства казны строился деревянный храм, однопрестольный, во имя святителя и чудотворца Николая. Временно богослужения совершались в наемном молитвенном доме на переносном престоле.

В Вознесенский приход входили поселки Вознесенский, Димитриевский, Ново-Покровский, Павловский, Красиловский, Любимовский, где проживали  переселенцы из Екатеринославской, Черниговской, Полтавской, Могилевской, Ставропольской, Херсонской и Таврической губерний. В Вознесенке, согласно «Сведениям…», предполагалось  в 1914 году строительство деревянного однопрестольного храма в честь Вознесения Господня. Богослужения совершались в молитвенном доме, построенном из самана.

В марте 1913 г. был открыт Орловский приход, в него вошли поселки: Орловский, Сергеевский, Новоселовский и выделенный из Вознесенского прихода поселок Сосновский. К 16 августа 1913 г. ни церкви, ни причтовых домов не было.

Александровский приход состоял из поселков Александровского, Николаевского, Галкинского, Мариановского и Преображенского. В 1909 году в с. Александровском был построен деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы на средства, пожертвованные господином Пасхаловым К.Н. 6 сентября 1910 г. начальником Киргизской духовной миссии архимандритом Киприаном было совершено освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы при Александровском миссионерском стане Павлодарского уезда.

Гавриловский приход был открыт в 1912 году, в нем состояли поселки Гавриловский и Романовский, все жители – переселенцы из Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Полтавской губерний. В пос. Гавриловском на средства казны строился деревянный храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. Богослужения временно совершались в частном наемном доме пос. Романовского.
Приход поселка Ермак (в «Сведениях…» сказано: «город, но еще не заселенный») образовался самостоятельно, в его состав входили поселки Ермак, Глинкинский и Евгеньевский. По официальным данным приход считался открытым в пос. Евгеньевском, но фактически он был открыт и находился в 1,5 верстах от пос. Евгеньевского. Все жители прихода – переселенцы, преимущественно из Таврической и Самарской губерний. В пос. Ермак на средства казны строился каменный однопрестольный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Закладка храма была торжественно совершена 25 июля 1912 г. Преосвященным Владимиром, епископом Омским и Акмолинским в присутствии начальника края. Богослужения временно совершались в молитвенном доме.

Согласно «Сведениям…», в ведении 1-го разъездного причта состояли поселки Белоцерковский, Лозовой и Успенский, где имелись молитвенные дома, устроенные на общественные средства, поселки Ковалевский, Дорожинский, Белоусовский и Боярский. Причт проживал в Белоцерковке, где жителями был устроен дом для причта. В ведении 2-го разъездного причта до марта 1913 г. состояли поселки Великокняжеский (молитвенный дом), Богословский, Сергеевский, Орловский и Новоселовский. Причт проживал в пос. Великокняжеском, где на средства жителей были устроены молитвенный дом и дома для причта. В марте 1913 г. был образован приход в Орловке, к которому и отошли поселки Сергеевский и Новоселовский, таким образом, у 2-го разъездного причта остались пос. Великокняжеский и Богословский.
В названных «Сведениях…» благочинный протоиерей Александр Павлов высказал мнение, что «следовало бы образовать приходы» в поселках Галкинский, Романовский, Лозовой, Столыпинский и Белоцерковский в связи с тем, что заселение территории благочиния переселенцами продолжалось.

В «Сведениях о составе поселков приходов 2-го Павлодарского благочиннического округа Омской епархии, с обозначением числа дворов в поселках, расстояния их от приходского храма, об имеющихся в них молитвенных домах или церквах, приписных, причтовых домах, с обозначением, на какие средства построены» на 19 августа 1913 г., подписанных благочинным 2-го Павлодарского округа священником Александром Пиняевым, названы переселенческие приходы: Федоровский, Троицкий, Михайловский, Беловодский, Голубовский, поселка Красный Яр (города Иртышска) и Ново-Алексеевский.

В Федоровский приход входили поселки Федоровский, Ивановский, Новоспасовский, Тимофеевский, Воскресенский, Воронцовка, Новокиевка, Абрам Егин (в каждом из них имелся молитвенный дом), Мариинские хутора, Верный, Тихомировский, Благовещенский, Джанай, Конторка, Алтай, Карабура (последние четыре «были назначены к заселению в 1914 году»). В Троицком приходе, который выделился из Михайловского, состояли поселки Троицкий и Захаровский, храма не было, богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства казны. Поселок Троицкий был заселен переселенцами из украинских губерний. Во время заселения поселка население с требами обращалось к причту церкви во имя Святой Троицы поселка Железинского, находившегося в семидесяти верстах. В «Сведениях…» указывалось, что «кругом пос. Троицкого с будущего 1914 г. должны образоваться новые поселения».

Михайловский приход образовался как самостоятельный. В его состав входили поселки Михайловский, Петропавловский, Благодатный (в этих поселках имелись молитвенные дома) и Покровский. В поселках прихода проживали переселенцы из Рязанской, Могилевской, Полтавской, а в большинстве – из Черниговской и Самарской губерний. В 1913 году предполагалась закладка каменного храма в пос. Михайловском.
Беловодский приход образовался как самостоятельный, состоял из поселков Беловодского, где проживали переселенцы из Харьковской и Киевской губерний, и Горностаевского, населенного выходцами из Таврической губернии. Храма в приходе не было. От казны было ассигновано 2000 руб. на постройку молитвенного дома, прихожане же ходатайствовали о постройке храма. Предполагалось построить деревянный храм, а богослужения временно совершались в земляном молитвенном доме.

Голубовский приход, созданный самостоятельно, включал в себя поселки Голубовский, Соколовский, Ново-Михайловский и Котельничий. Жителями прихода были переселенцы из Екатеринославской, Харьковской, Киевской и Ставропольской губерний. Богослужения совершались в молитвенном доме, построенном прихожанами из дерна. Предполагалось построить каменный храм, однопрестольный – во имя Святого Духа.
В состав вновь образованного прихода поселка Красный Яр (вновь основанного города Иртышска) были почисленны город Иртышск и поселки Грабовский, Осиновский и Веселый. В мае 1912 г. епископом Омским и Акмолинским Владимиром была совершена торжественная закладка однопрестольного храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Богослужения временно совершались в построенном прихожанами молитвенном доме.

Ново-Алексеевский приход включал в себя поселки Ново-Алексеевский, Болгарский, Тараклиния, Золотоношенский, Большая Ивановка, Ново-Троицкий, Харьковский. Жителями всех этих поселков являлись переселенцы из Полтавской, Харьковской и Бессарабской губерний. Богослужения совершались в молитвенном доме, построенном из самана на средства общества. Престол – в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В благочинии 2-го Павлодарского округа, согласно названным «Сведениям…», имелись участки, вновь занятые в 1913 году под переселенческие поселки, находившиеся вне районов названных приходов и еще не устроившиеся. Благочинный считал необходимым выделить из Федоровского прихода два: в поселках Новоспасовском или Ивановском и в поселке Воскресенском, причем, подчеркивалось, что чем скорее решится вопрос о выделении этих приходов, особенно первого, тем лучше – в интересах Православия; открыть самостоятельный Екатерининский приход и причислить к нему поселок Покровский; возможно скорее открыть приход в поселке Грабово с причислением к нему двух ближайших поселков Осиновского и Веселого, так как в этих поселках уже начинала развиваться пропаганда сектантов. В связи с тем, что поселок Харьковский был самым удаленным от поселка Ново-Алексеевского, в будущем, когда вокруг поселка Харьковского дообразуются новые поселения, возникла необходимость открыть Харьковский приход.

С установлением советской власти в Павлодарском Прииртышье имевшиеся церкви и молитвенные дома закрывались, их помещения передавались под учреждения культуры, школы, конторы и др. Массовое закрытие церквей и молитвенных домов приходится на 1928 – 1931 гг. К концу 30-х годов ХХ века в Павлодарском Прииртышье не осталось ни одной церкви, ни одного православного прихода.

Игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия